Краеведческо-экологическое общество «Бутово»

Союза краеведов России


История местного самоуправления

С. И. Буркотов, В. А. Осин, А. С. Никулин

 

Глава 1

История развития местного самоуправления

в России

В настоящее время в России уже создана новая российская система местного самоуправления.

Но, изучая историю местного самоуправления в современной России, важно учитывать и зарубежную практику, международные правовые документы. Так, в частности, Европейская Хартия местного самоуправления (1985 г.) гласит, что конституция страны должна закрепить право местных сообществ избирать советы или ассамблеи путем свободных, равных, прямых и всеобщих выборов, проводить собрания граждан, референдумы и другие формы прямого волеизъявления, иметь исполнительные органы, управлять значительной частью общественных дел и т. д. Местным сообществам необходимо гарантировать право на судебную защиту. Все перечисленные требования Хартии нашли отражение в Конституции Российской Федерации 1993 года. Как возникало самоуправление в России?

Обращаясь к истории российского государства, можно проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России. Большой исторический опыт помогает понять и осмыслить те цели и задачи, которые преследует местное самоуправление.

Когда же зародилось местное самоуправление?

Можно сказать, что оно появилось практически с начала существования государства. Условно всю историю самоуправления можно разделить на три временных периода: общественное самоуправление до первой земской реформы (1551), земские и административные реформы XVI - начала XX века и институт самоуправления после 1917 года.

 

До ХVI в.: Киевская и Московская Русь

Местное самоуправление в это время проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Всё управление общин осуществлялось через Вече и избираемые им органы.

Приход татаро-монголов существенно подорвал власть вече на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия - крестьянская община и казачье самоуправление.

В это время на территории района Северное Бутово в селе Киово-Качалово, первое упоминание о котором относится к 1380 году, великий князь московский Дмитрий Иванович, прозванный после битвы на Куликовом поле Донским, получил известие о движении монголо-татар на Русь.

Интересно, что впервые Дмитрий Донской узнал о том, что Мамай начал поход на Москву, от Захария Тютчева, бывшего в ставке Мамая с дарами от великого московского князя. Именно от Захария Тютчева вел свой род великий русский поэт Ф.И.Тютчев. Из Москвы на юг в то время шла Большая Сер-

пуховская дорога. Она оказывала громадное влияние на жизнь села. Неоднократно по ней с юга приходили татары, неся с собой смерть и разрушение. Те, кто успевал, скрывались в непроходимых лесах, лежавших к юго-западу от Киово-Качалово.

Тяжким бременем лежала на жителях необходимость обслуживать татарских послов, баскаков, их охрану и свиту. Немногим легче становилось им, когда московские князья, а позже русские цари вели на юг свои рати.

В то время по дорогам продвигались не только войска, но и болезни. Такие, как чума, моровая язва. От них вымирали целые города. В 1387 году пришел мор в Смоленск. После него в городе и его окрестностях осталось всего пять жителей. Они вышли из Смоленска и закрыли за собой городские ворота.

Отсюда болезнь двинулась на Москву. Смерть воцарилась в городе.

В 1409 году в великом Московском княжестве "напала на людей странная болезнь – у больного руки и ноги корчит, шею скривит, зубы скрежещут, кости хрустят, все суставы трещат, кричит, вопит; у иных мысль изменится, ум отнимется; иные, один день поболевши, умирали, другие полтора дня, некоторые два дня...".

В 1414 году новая напасть – по всей земле русской болезнь тяжкая – костолом.

В 1425 году еще одна беда – мор с кровяною харкотою. Тяжело жилось в ту пору. Голод был частым гостем в подмосковных селах.

Но проходили тяжкие годы, и снова оживали улицы села. Уж больно место хорошее, бойкое – у дороги. Хоть и опасное, но несущее достаток и благосостояние.

Был в селе свой кузнец, седельник – мало ли кому подкову прибить, колесо на ось телеги посадить, или седло поправить. 

 

До Петра I

Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.

Первая земская реформа Ивана IV в 1551 году, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В 1555 г. указом Ивана IV система "кормления" упраздняется и вводятся земские учреждения.

В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Все остальное считалось второстепенным делом.

Именно к этому времени относится строительство храма святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Свое название храм получил в честь святой великомученицы Пapaскевы, жившей в III веке в Римской империи. Она проповедовала христианство среди язычников, за что те предали ее мучениям и отсекли голову.

Впервые известие о деревянной церкви во имя святой великомученицы Параскевы относится к середине XVI века. В Смутное время храм был сожжен польскими захватчиками. В переписи 1627-28 гг. упоминается лишь церковная земля в селе Киово: "... что была церковь во имя великомученицы Парасковеи, нареченная Пятница, пашня церковная за рекою Обицею, от большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово..."

И лишь в 1692 году, когда владельцем села Киово стал князь Иван Иванович Щербатов, было принято решение построить на месте старой разрушенной церкви новый каменный храм. В 1694 году храм был построен и освящен.

К началу XX века он сильно обветшал, и в 1901 году по проекту архитектора  И.Благовещенского была начата реконструкция. В результате строительства храм изменил свой облик. Он стал больше и вместительней.

После революции храм просуществовал недолго. Он был закрыт, а вместо него устроен производственный цех. К середине 80-х здание стало непригодно к использованию и было брошено на произвол судьбы. И лишь в 1990 году началось возрождение храма. Прихожане во главе с настоятелем храма отцом Анатолием Кожа разобрали завалы мусора, покрыли крышу, установили оконные рамы. Но наступил 1992 год, пришли другие времена, работы остановились, планы были  отложены в долгий ящик.

Однако уже в 1991 году была открыта воскресная школа при храме. Первые три года шла реставрация, среди строительных лесов, на досках, при окнах, затянутых полиэтиленовой пленкой. Тем не менее на занятия ходили около ста человек, ребята в возрасте от 6 до 16 лет.

В 1994 году школа получила в пользование помещение при клубе "Битца", рядом с досуговым центром по работе с детьми и молодежью "Эврика - Бутово", на ул. Старобитцевской, 23-3. Помогли с помещением администрация муниципального района Северное Бутово и управление культуры Юго-Западного округа, за что прихожане им очень благодарны. Теперь здесь есть класс пения, изобразительного искусства, библиотека, класс юной  хозяюшки, класс для самых маленьких "Зернышек" (4-6 лет), класс родиноведения с небольшим краеведческим музеем. Именно этот класс больше всего понравился Святейшему Патриарху Московскому и всея руси Алексию II во время его посещения храма и воскресной школы. Возглавляет школу ее бессменный руководитель Лосева Нелли Георгиевна.

В школе занимаются 180 ребят, ходят сюда и взрослые прихожане.

Большую роль в жизне ребенка играют праздники. Не бездумное веселье, не убивание времени, духовно насыщенные, соединенные с искусством, родной историей, традициями. На Святки здесь устраиваются театрализованные представления с исполнением колядок, на Масленицу пекутся блины, регулярно посещаются музеи  и выставки. Организуя поездки в московские монастыри и храмы – В Донской, Новодевичий, Данилов и другие, – ребята знакомятся с храмовой архитектурой и иконописью, выезжают в другие города и исторические места (в г. Тулу в год 250-летия русского самовара, на поле славы Бородино в год 185-летия Бородинской битвы, в г. Зарайск). Старшая группа ребят летом совершает паломничества по святым местам России.

Кроме плановых мероприятий школы активно участвуют во всех мероприятиях района. В День Победы ребята обязательно посещают ветеранов, которые не могут выходить из дома, дарят подарки, читают стихи. Силами школы и прихожан было проведено немало ассамблей на исторические темы в старинной усадьбе Знаменское-Садки: 195-летие Ф. И. Тютчева, 250-летие Екатерины Романовны Дашковой, 200-летие А. С. Пушкина, 200-летие М. П. Погодина. Ставились спектакли на

религиозные и светские сюжеты. В результате после спектакля о жизни

А. С. Пушкина ребята непроизвольно стали произносить фразы из спектакля. А после ассамблеи, посвященной 200-летию перехода армии

А. В. Суворова через Альпы, один из учащихся, который делал доклад в школе, на конкурсе эрудитов, защищая честь Юго-Западного округа, получил не 10 баллов (самая высшая оценка), а 11 за материал о Суворове, что позволило ему выйти в следующий тур.

 

Реформы Петра

Со времени Петра I в России начинают существовать три системы местного управления – бюрократическая, земская и сословная, переплетаясь друг с другом и нередко утрачивая свой первоначальный характер.

Первою реформою местного управления при Петре I было учреждение 30 января 1699 г. бурмистерской палаты в Москве и земских изб в городах. Состав их был выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на "купецких и промышленных людях".

В 1702 г. были отменены избные старосты, и дела их переданы воеводам и выборным дворянским советам, без которых воевода ничего чинить не мог. В 1708 году Петром I было создано восемь губерний (к концу царствования число их дошло до двенадцати). В 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых сосредоточились все функции управления. Петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Петр, "дабы рассыпанную сию храмину паки собрать", учредил по городам выборные магистраты, а в С.-Петербурге – главный магистрат (1721), заведывавшие "не только купецкими людьми, но, яко начальство всего города, полицейскими, хозяйственными

его делами и судом". Суд вообще был изъят из рук губернаторов и воевод и вручен выборным ландрихтерам и надворным судам.

Однако попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение. Так и не сумев дисциплинировать администрацию и справиться с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. При преемниках Петра уничтожается выборный суд и судебная власть передается губернаторам и воеводам. Упраздняются также и главный, и городовые магистраты.

Одно из первых упоминаний о деревне Бутово относится именно к петровскому времени. В конце XVII века деревня Бутово (всего три двора) принадлежала дьяку при воеводах в Астрахани Петру Самойлову и московскому дворянину, близкому к Петру I, Юрию Фёдоровичу Митусову. В начале 1700-х годов Бутово принадлежало капитану лейб-гвардии Семёновского полка Ивану Александровичу Протопопову. Затем, вплоть до 1917 года Бутово сменило ещё нескольких владельцев. Последней владелицей усадьбы при деревне Бутово была Александра Михайловна Москвина. По воспоминаниям многих местных жителей владельцы усадьбы были представителями известной в XIX веке купеческой семьи Москвиных, выходцами из которой были знаменитые артисты И. Москвин, М. Тарханов (Москвин), режиссёр К. Станиславский.

Дача-усадьба А.М. Москвиной находилась в восточной части Бутова (Большая Бутовская, д.3). Она располагалась в живописном месте, была двухэтажной. Первый этаж – кирпичный – сохранился и сейчас, второй – деревянный – сгорел в 1963 году (в здании располагалась школа, которая была переведена из Суханово в 1934/35 гг.). Дачу окружал фруктовый сад, за домом был разбит фонтан, посажены липовые аллеи, сооружены беседки. Через дорогу находился небольшой пруд с островком, где часто отдыхающие устраивали пикники. Дно пруда, по рассказам старожилов, было выложено тесом, плавали лебеди. Рядом с москвинским прудом имелся другой поменьше, на островке его размещалась баня, в которую можно было пройти по кружевному металлическому мосту.

До революции на дачу Москвиных приезжали отдыхать многие известные люди. Так, среди населения этот дом называют Андреевской дачей по имени русского писателя Л. Андреева, подолгу жившего здесь и написавшего в Бутове пьесу "К звёздам".

 

Административные реформы Екатерины II

Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала в конце ХVIII века при Екатерине II. Эта реформа оставила более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Обратить внимание на эту сторону русской общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд.

Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских. Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).

Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее законодательством. Во главе губернии был поставлен генерал-губернатор, наделенный в качестве "государева наместника" весьма широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом. Действительное управление было возложено на губернаторов. Значительная часть дел управления была передана "приказам общественного призрения", состав которых был выборный. Уездное управление, в лице исправников и "нижних земских судов", было тоже выборным. При Екатерине были учреждены губернские и уездные дворянские собрания. Для управления сословными делами учреждались предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и опеки. Для заведования местным благоустройством законодательство Екатерины создало всесословный "Приказ общественного призрения". Екатерина стремилась провести принцип децентрализации власти и создать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. Но местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой подверглись петровские ландраты и земские комиссары.

Значение реформ Екатерины трудно переоценить: если реформы Петра, при отдельных попытках вызвать общество к проявлению самодеятельности, в общем сводились к централизации и насаждению бюрократизма, то законодательные акты Екатерины были направлены на децентрализацию власти и создание местного общественного управления, с которым приходилось разделять свою власть чиновникам.

Именно законодательство Екатерины II можно считать первой попыткой формирования российского муниципального права.

Великолепным памятником архитектуры и садово-паркового искусства того времени является усадьба Знаменское-Садки, сохранившая до наших дней исторически сложившийся ландшафт, на который практически не распространилось человеческое влияние.

Среди первых владельцев земель, вошедших позднее в усадьбу Знаменское-Садки, были дворяне Лодыженские, князья Борятинские.

В 1676 году владельцем деревни Садки, вместе с землями, ее окружающими, стал князь Никита Семенович Урусов. Спустя несколько десятилетий князья Урусовы на левом берегу реки Битцы построили барский двухэтажный деревянный дом. Так в деревне Садки возникла барская усадьба - комплекс жилых, хозяйственных, парковых и прочих построек, составляющих единое целое. В это время дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, поэтому князь Н.С. Урусов мало уделял внимания своему имению.

В 1750 году князь Василий Урусов за семь тысяч рублей продал усадьбу Знаменское с деревней Садки княжне Екатерине – дочери князя Ивана Юрьевича Трубецкого.

В 1754 году, вместо старой обветшавшей церкви, начато строительство новой каменной домовой церкви. Через два года рядом с барским домом возвышалась радующая глаз красотой церковь в стиле позднего елизаветинского барокко. Над трапезной устремлялась ввысь стройная колоколенка, а над апсидой на солнце сияла главка.

В 1762 году Петром Третьим был издан "Указ о вольности дворянства", предоставляющий дворянам право служить или не служить по собственному желанию. Множество дворян устремилось в свои ближние и дальние усадьбы и начало обустраивать их сообразно своему вкусу и требованиям тогдашней моды.

В 1766 году усадьбу наследовал Дмитрий Юрьевич Трубецкой, сделавший многое для развития усадебного комплекса. С этого момента начинается расцвет усадьбы Знаменское. В это время усадьбы становятся как бы лицом дворянских фамилий. По ним судят о хозяевах. В них принимают соседей, знатных гостей, устраивают балы.

В 1780 году был построен дом в стиле зрелого классицизма с мезонином и подвалом. Первый его этаж был кирпичный, а второй - деревянный.

К этому времени уже был устроен каскад прудов на реке Битца в правом отроге Ярцевского оврага, а через водную гладь перекинуты горбатые деревянные мостики. Вслед за этим Трубецкие перекрывают реку Битца, в результате чего образуется большой пруд. Вокруг прудов высаживаются ивы, дубы, липы. Начинает формироваться ландшафтный парк.

 В конце концов, в Знаменское-Садки, окруженное со всех сторон прудами, становится возможным проехать только через Красный мост, выложенный из резного кирпича и соединяющий усадьбу с мощеной аллеей, ведущей к Серпуховской дороге.

В 1787 году Трубецкие в усадьбе Знаменское-Садки принимали императрицу Екатерину II, которая возвращалась в Москву из своей поездки на юг страны в Тавриду. Здесь ее встречали внуки – Александр (будущий император Александр I) и великий князь Константин Павлович. В дом усадьбы вела парадная лестница, украшенная коврами и скульптурами. В громадной зале, с колоннами и лепниной, с росписью по потолку и плафону, с хоров играли музыканты, приветствуя свою императрицу.

Отсюда Екатерина II направилась в свой дворец в Коломенском, а 27 июня торжественно въехала в Москву.

В первой половине XVIII века в усадьбе были построены многочисленные хозяйственные постройки, в том числе в стиле средневековой немецкой архитектуры, скотный и конный дворы. Над их проектом работал известный архитектор М.Д.Быковский, лучший ученик Д.И.Жилярди. Он построил множество церковных зданий. Наиболее известен комплекс монастырских построек Ивановского монастыря.

Война 1812 года миновала усадьбу, не оставив в ней могил и разрушений. Лишь казачьи разъезды армии М.И. Кутузова изредка тревожили покой ее обитателей.

Правда, сами хозяева, как и вся московская знать, не служившая в армии, выехали в Нижний Новгород, оставив усадьбу на управляющего. К.Н.Батюшков, приехавший в октябре 1812 года в Нижний, куда "переселилась вся Москва", и встречавшийся здесь с Карамзиным, Пушкиными, Трубецкими, Архаровыми и другими, не мог скрыть неприглядного впечатления, которое они оставляли: "Везде слышу вздохи, вижу слезы, и - везде глупость: все жалуются и бранят французов по-французски, а патриотизм заключается в словах".

Лишь после бегства Наполеона из Москвы хозяева возвращаются в свое имение.

В эту пору усадьба представляла собой великолепный парк, разбитый на берегах живописных прудов с величественными аллеями, лугами, усеянными цветущими растениями.

Шли годы. В середине XIX века в усадьбе были сооружены двухэтажные деревянные флигеля.

После окончания войны 1812 года в русском обществе стали сильны идеи отмены крепостного права, установления республики или конституционной монархии. Коснулись они и семьи Трубецких.

Князь Сергей Петрович Трубецкой был одним из основателей Тайного общества. После неудачного восстания 14 декабря приговором Верховного уголовного суда он был отнесен к I разряду государственных преступников и приговорен к 20 годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири. Его жена, урожденная графиня Екатерина Ивановна Лаваль, первая из жен декабристов решила последовать за мужем в Сибирь.

В это время в усадьбе Знаменское-Садки живет историк М.П.Погодин, личный секретарь И.Д.Трубецкого. Он издавал журналы "Московский вестник", "Московитянин". Его перу принадлежат труды по истории Древней Руси, летописанию. На его становление, как историка и писателя, громадное влияние оказало окружение Трубецких. В усадьбе Знаменское-Садки образовалось литературное "Знаменское общество" во главе с Александром Всеволодовичем Всеволожским, другом Грибоедова. По преданию, Всеволожские происходили от смоленских князей. Родоначальник – Иван Иванович Молодой (конец XIV века).

А.В.Всеволожский кавалергардом служил вместе с Н.И.Толстым, П.И.Пестелем, М.С.Луниным.

В Знаменское-Садки часто приезжали поэт П.А.Вяземский, владелец лежащего неподалеку Остафьево, Е.А.Баратынский, А.С.Грибоедов. Здесь М.И.Погодин познакомился с поэтом Федором Ивановичем Тютчевым, жившим в семи верстах от Знаменского в имении своего отца Троицком.

9 июля 1822 года в церкви села Ясенево обвенчались будущие родители Л.Н.Толстого – подполковник Н.И.Толстой и Мария Николаевна Волконская. На следующий день они приехали к Трубецким в Знаменское-Садки. Здесь состоялась их свадьба. Отсюда, спустя несколько месяцев, они уехали в родовое поместье Волконских – Ясную Поляну.

После смерти Н.И.Трубецкого Знаменское-Садки перешло к его дочери Екатерине Николаевне Орловой. Ее муж, генерал-лейтенант князь Н.А.Орлов, русский дипломат, сначала был посланником в Брюсселе и Вене, затем в Париже, с 1884 года – посол в Берлине. Интересно, что его отец А.Ф.Орлов участвовал в подавлении восстания декабристов, а в 1844-56 гг. был шефом жандармов.

Подолгу живя за границей, Орловы не нуждались в подмосковной усадьбе, и в 1874 году ее приобрел бывший московский вице-губернатор И.П.Шаблыкин. Но и он вскоре продал Знаменское М.Н.Каткову, виднейшему публицисту того времени, редактору газеты "Московские ведомости", издателю журнала "Русский вестник". М.Н.Катков был противником реформ, проходивших тогда в России, идей либеральной интеллигенции: "Боже нас храни когда-либо ввести в России народное представительство! Это будет истинным несчастием России, это у нас будет началом лжи, это будет началом конца нашей истории..."

До конца жизни М.Н.Катков прожил в усадьбе. 20 июля 1887 года он в ней и умер. От него Знаменское-Садки перешло к его сыну А.М.Каткову - уездному предводителю подольского дворянства. Его супруга, урожденная княжна Щербатова, организовала в усадьбе суконное производство.

В 1914 году, после начала первой мировой войны, погибли оба их сына. Они были похоронены в Знаменском, недалеко от церкви, а над их могилой соорудили склеп в виде часовенки.

После революции, в 1918 году, главный дом усадьбы вместе со всей обстановкой, библиотекой передали рабочему кооперативу. Часть предметов, предста-

влявших историческую ценность, была вывезена из усадьбы музейным отделом Наркомпроса в Москву, а книги передали в Публичную библиотеку и Московский государственный книжный фонд.

В 1929 году, из-за ветхости, здание Знаменской церкви было разобрано. В это же время уничтожили склеп над могилой сыновей Катковых.

Вплоть до 1959 года усадьбу занимал сельскохозяйственный техникум. В настоящее время в усадьбе Знаменское-Садки размещается Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы и заповедного дела(ВНИИ природы). На базе этого института, распоряжением Правительства Москвы, в 1991 году в усадьбе организован Музей охраны природы под открытым небом.

В 2001 году институт отметил своё 50-летие. Все эти годы его работа была посвящена проведению и координации исследований живой природы по многим направлениям. В первую очередь, это ведение Красных книг Российской Федерации, её регионов и стран СНГ, обобщение и анализ материалов о деятельности заповедников, экологическая экспертиза, лицензирование в области природоохранной деятельности, международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды, издание научных трудов, разработка учебных программ, методической литературы и многое другое...

ВНИИ природы обладает разветвленной научной  структурой. В нем пять отделений, более десятка лабораторий. Действуют четыре филиала в разных уголках России. Кроме того, для всех желающих сотрудники института проводят интересные экскурсии по территории усадьбы Знаменское-Садки.

 

Вторая земская реформа ХIХ века

Наиболее значимыми были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Массовое недовольство крестьян своим положением, осознание местным дворянством бедственного состояния дел в губерниях привело к всплеску политической и общественной активности, ответным репрессиям административного аппарата, открытой борьбе и противостоянию на всех уровнях власти, включая правительство и императорский двор. Результатом явилось утверждение Александром II компромиссного Положения о земских учреждениях, которое после опубликования 1 января 1864 года в течение нескольких лет было распространено на тридцать четыре губернии Европейской России. Собственно введение земских учреждений началось с февраля 1865 г. и в большинстве губерний закончилось к 1867 г.

Положение 1864 г. делило избирателей на 3 курии: землевладельцев всех сословий,  горожан - собственников недвижимого имущества в городе, сельских обществ.

Когда в Государственном Совете был выдвинут вопрос о земстве, министр внутренних дел и одновременно председатель земской комиссии П.А.Валуев, как бы извиняясь за половинчатость реформы, заявил, что "первый шаг не должен считаться последним, что учреждение земства есть лишь создание формы, которая, засим, по указанию опыта, будет наполняться соответствующим содержанием".

Результатом работы комиссии стало законодательное определение функций земств. Земские собрания получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, являясь, по определению Валуевской комиссии, местными хозяйственными общественными союзами.

Земство располагало очень скудными средствами. Главным источником новых доходов являлось право облагать земских налогоплательщиков новыми налогами. При всяком улучшении, которое предпринималось земством, за неимением других источников приходилось прибегать к повышению налогов. Но и в этой сфере компетенция земства была ограничена: право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было значительно урезано Временными Правилами; для новых налогов оставались одни земли, хотя земли и без того несли высокие платежи, которые на крестьянских участках нередко превосходили доходность.

Участие земских учреждений в народном образовании, в создании условий народного здравоохранения было допущено только в хозяйственном отношении, т.е. земство могло ассигновать известные суммы на дело народного образования и на врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства, относились также дела по взаимному страхованию и по развитию торговли и промыслов.

Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел. Каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последней инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую власть в ведении правительственных учреждений и тем лишая земство исполнительной власти, закон 1864 г. еще более обессилил их. Для взыскания принадлежавших земству сборов оставался лишь один путь - обращение "к содействию" местной полиции, что не всегда обеспечивало проведение в жизнь земских распоряжений.

13 июня 1867 г. был издан закон, еще более стеснивший земскую деятельность, т.к. земские доклады, журналы и т.д. должны были теперь проходить губернаторскую цензуру. Кроме того, закон 13 июня значительно расширил власть председателя и запретил земствам различных губерний взаимодействовать друг с другом.

Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения .

Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено было каждому городскому обывателю. Каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные.

К недостаткам Положения 1870г. можно отнести заимствование прусской трехклассной избирательной системы. Согласно закону, все лица, имеющие право участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них сборов в доход города; затем они делятся на три разряда. К первому разряду причислялись те горожане из показанных в начале списка, которые уплачивали вместе одну треть общей суммы сборов со всех избирателей; ко второму - следующие за ними по списку, уплачивающие также треть сборов; к третьему - все остальные. Каждый разряд составлял особое избирательное собрание под председательством городского головы и выбирал одну треть гласных в городскую думу.

 

 

Изменения в положении земств

в царствование Александра III

Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену идеи централизации и укрепления принципа бюрократического самодержавия. "Русское самодержавие, - писал М.Н.Катков, - не может и не должно терпеть никакой неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого государства в государстве. ... Самое главное - устроить на твердых началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление".

12 июня 1890 г. было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, вос-

становившее сословность избирательных групп и, благодаря изменению ценза, еще более усилившее представительство от дворян.

Новое Земское Положение фактически отрицало всякую связь с идеей местного самоуправления. По положению 1890 г. были лишены избирательных прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также евреи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не только для председателя управы, но и для всех членов управы, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение.

Реально действующее земство не продержалось и 25 лет... Официозные "Московские Ведомости" тех лет писали: "Земство нужно только нашим конституционалистам, лелеющим мечту вырастить из этого чахлого растеньица большое и ветвистое дерево, а местное благоустройство только выиграет от изъятия его из цепких рук земских дельцов"аким образом к концу 70-х годов наступил кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом администрации, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных настолько утратили интерес к своей общественной обязанности, к тому же довольно обременительной, что перестали посещать заседания земских собраний. Исполнение земских дел в управах, при отсутствии должного контроля со стороны гласных, принимало все более формальные формы, не связанные с решением реальных проблем населения. Земства быстро превращались в еще одну "начальственную" надстройку, существующую за счет дополнительных поборов с населения.

Усадьба Феррейнов, возникшая во второй половине XIX века, находилась неподалеку от железнодорожной станции Битца Курского отделения Московской железной дороги. Она представляла собой благоустроенное хозяйство, состоящее их двух больших зимних дач (Желтой и Белой), нескольких малых летних, конюшни, мельницы, бани и других хозяйственных построек.

В Желтой даче находился отапливаемый зимний сад со многими экзотическими южными растениями.

Вокруг дач располагались оранжереи, плодовые сады, плантации лекарственных трав.

Искусственная плотина, созданная на реке Битца, образовывала большой пруд с островом посередине. А вокруг, с истинно немецкой тщательностью и педантичностью, был разбит прекрасный парк.

Гостей Феррейнов встречала надпись на немецком языке на фасаде Желтой дачи: "Все зависит от Бога".

Владимир Карлович Феррейн был магистром фармации, т.е. имел ученую степень магистра, ученого, занимающегося наукой о лекарствах, их изысканием, изготовлением, хранением и отпуском. Ему принадлежала крупнейшая в мире Старо-Никольская аптека в Москве.

Его сын, тоже магистр фармации, активно работал в Русском обществе акклиматизации животных и растений. В усадьбе Феррейнов, вместе с отцом, он посадил ботанический сад.

В.К.Феррейну принадлежала фабрика аптекарских товаров в Кривоколенном переулке. Отсюда крупные партии товаров расходились не только по России, но и по странам Западной Европы.

В усадьбе между Битцей и Бутовым находилась обширная плантация лекарственных трав.

Во время первой мировой войны В.К.Феррейн неоднократно безвозмездно передавал крупные партии лекарств и аптекарских товаров для нужд русской армии.

Рубеж XIX - начало XX века – подлинный расцвет Бутова. Посёлок, возникший около железнодорожной станции Бутово, становится известным дачным местом.

Основной контингент бутовских дачников в это время – средний класс: купцы, разночинцы, служащие.

Но были здесь и люди, не снимавшие дачи, а владевшие своими загородными домами постоянно: Н. А. Варенцов, А. М. Катков, А. М. Москвина, И. К. Салтыков, И. Г. Боголепов, В. К. Феррейн и др.

На территории современного Северного Бутова находились три усадь-

быФеррейнов, Салтыковых и Боголеповых, две последние находились в селе Киово, и в настоящее время они не сохранились.

Землевладения И. К. Салтыкова находились между Южным и Северным Бутовом. У него был отстроен собственный усадебный дом в удивительно красивой старинной дубраве, выкопан пруд, в котором была оборудована купальня. Усадьба полностью сгорела в 1937 году, дачи разобрали, остался лишь пруд, который до сих пор называют Салтыковским.

Усадьба Боголеповых находилась ближе к самому селу Киово. Глава семьи – Михаил Александрович – был преподавателем географии и естественной истории 7-й казённой мужской гимназии. В это время он был дружен со своим соседом по усадьбе – Н. А. Варенцовым, чьё имение находилось возле станции Бутово на территории современного Радио-

центра № 4.

Николай Александрович Варенцов – потомственный почётный гражданин, купец и промышленник, один из богатейших людей Москвы. В своих воспоминаниях он пишет: «Проведённое время в имении меня сильно укрепляло: хороший чистый воздух, тишина, гулянье… – действовали на меня превосходно». Варенцов принимал участие в ряде общественных начинаний: был гласным Московской городской Думы, попечителем частной женской гимназии в Москве, активным членом Дамского попечительства о тюрьмах.

Зимой 1918 года бутовские имения были национализированы. Усадьба Варенцова перешла к государству достаточно спокойно, не так как имения Салтыковых, Боголеповых и др. Опись в этих усадьбах производили «…крестьяне села Качалово во главе с качаловским попом, вооружённым ружьём, который вёл себя очень грубо».

После революции, в 1919 году, в усадьбе были организованы курсы инструкторов по разведению лекарственных растений. Здесь же был создан интернат для учащихся. Позднее – Битцевский техникум.

От усадьбы Феррейнов к настоящему времени остался лишь один дом.

С 1931 года в усадьбе Феррейнов располагается Всероссийский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР).

В 1952 году было закончено строительство главного корпуса института, где и разместились его лаборатории. В 1951 году начато создание Ботанического сада. В 60-е годы введены в эксплуатацию производственно-экспериментальный завод, медико-биологический и растениеводческие корпуса, оранжереи. В 70-е годы созданы три искусственных пруда.

Одно перечисление названий научных исследований, которыми занимается институт, заняло бы несколько страниц. Но если кратко, то

это – разработка и создание на основе растений различных лекарственных препаратов, а также непосредственно растениеводческие исследования. Наиболее плодотворный период деятельности института пришелся на время с середины 60-х до конца 80-х годов. Результатом многочисленных экспедиций в различные регионы нашей страны явилось создание нескольких десятков лекарственных препаратов. Многие из них выпускаются и по сей день.

Но и в наш непростой для науки период ВИЛАР не сдает завоеванных позиций. Пересмотр структуры института и научной тематики позволил перейти на самофинансирование. В настоящее время здесь работают около тысячи человек, из них - 24 доктора и 111 кандидатов наук.

В декабре 2000 года Всероссийский научно - исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) отметил свое 70-летие. И уже более 60 лет это научное учреждение находится на территории нашего района.

 

Начало ХХ века – попытки реорганизации

местной власти

Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах. 6 августа 1905г. было издано положение о законосове-

щательной Государственной Думе, а 17 октября Высочайшим манифестом Николая II на правительство была возложена задача "установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".

С открытием деятельности новых законодательных органов вопрос о реформе земского и городского самоуправления был выдвинут на первый план, однако он  так и не вышел из стадии составления проектов и их обсуждения. Ни первая, ни вторая Государственная Дума не успела дойти до рассмотрения вопроса о земской и городской реформе вследствие их преждевременного роспуска.

 Все проекты сходились в одном – необходимости учреждения первичной земской единицы (у правительства – поселок, волость, у каде-

тов – "участковое земство") в целях включения в самоуправление основного числа граждан Российской Империи. Несмотря на всё это, вскоре был принят законопроект о волостном земском управлении, который поступил на рассмотрение Государственного Совета, где благополучно пролежал до 1914 года.

Последняя в дореволюционное время попытка повысить роль самоуправления в государстве, реформировать систему земского и городского самоуправления, расширив права их учреждений, была предпринята Временным Правительством.

 

Опыт местного самоуправления в СССР

до 1990 года

После Октября 1917 года земское самоуправление было очень быстро ликвидировано. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы.

Прошло немного времени и стало совершенно ясно, что новая власть полностью отвергает прежние принципы "патриархальных добродетелей".

24 декабря 1917 г. последовало обращение народного комиссариата по внутренним делам ко всем советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов "Об организации местного самоуправления", где Советы призывались смелее и решительнее брать решение местных вопросов в свои руки". А Декретом СНК от 27 декабря 1917 г. состав Земского Союза был распущен, сам Союз ликвидирован и образован комитет по роспуску земств вообще. С этого времени земские учреждения прекратили свое существование на всей территории, контролируемой большевиками.

В 1925 году принимается Положение "О городском Совете", по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной жизни одновременно с допущением частного капитала решило задачу наиболее быстрого восстановления страны после гражданской войны.

К началу 30-х годов становится ясно, что местная власть не соответствует центральной системе власти, а также восстановленной государственной собственности, и поэтому, в 1933 году принимается новое положение "О горсовете". В нем городские Советы приобретают роль органа пролетарской диктатуры, с проведением политики центра на местах. Именно этот период ознаменовал собой окончательное огосударствление местной власти. В этот период также происходит усиление общественных форм самоуправления домкомов, уличкомов.

В годы Отечественной войны продолжали функционировать местные органы власти и управления наряду с высшими и центральными. В этот период в них происходили структурные изменения, которые были направлены на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства.

В советском государстве периода смерти Сталина и после него каких-либо существенных изменений в организации управления не произошло.

Период правления Хрущева ознаменовал собой разделение Советов структурно на промышленные (городские) и сельские.

Конституция 1977 года закрепила положение "О развитом социализме" в преамбуле и открыто утвердила власть партийно-бюрократического аппарата. Согласно данной Конституции, основу местной власти и управления составили Советы депутатов трудящихся. Формой работы Советов являлись сессии. В своей работе Советы опирались на постоянные и временные комиссии. Непосредственное управление осуществлялось исполнительными комитетами. Исполкомы через отделы и управления руководили отраслями и сферами местной жизни.

Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический централизм, в соответствии с которым вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно сделать вывод о несовершенстве системы Советов.

 

 

Реформирование местного самоуправления

в России после 1990 года

Восьмидесятые годы ознаменовали собой период возрождения общественно-территориальных форм местного самоуправления.

Решающим событием, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил основные направления деятельности местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как органов самоуправления.

За короткий период союзным законодателем было проведено достаточно последовательное изменение всего союзного законодательства и нормативной правовой базы.

Процесс формирования законодательной базы местного самоуправления в 1990-1991 годах пошел и на уровне союзных республик, особенно интенсивно и противоречиво он проходил в Российской Федерации. Обусловили это две тенденции тогдашнего российского руководства: понимание закономерности и необходимости формирования самоуправленческих начал в управлении на местах и борьба с союзным руководством за право централизованного руководства своей территорией.

Российскому законодателю понадобилось более года, чтобы 24 мая

1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР был принят Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР в связи с реформой местного самоуправления". Вслед за этим принимается Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", менее демократичный, чем союзный закон, но более точно отражающий реальное состояние дел в области самоуправления. К его достоинствам можно отнести большую практическую применимость и возможность использования напрямую, без дополнительных нормативных актов, что позволило более четко структурировать систему органов местного самоуправления. Это уже была другая, противоположная союзной, модель организации местного самоуправления, но и она могла быть вполне работоспособной.

Однако попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю систему управления, не дала положительных результатов. По сути, местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в организационном, ни в материальном, ни в правовом отношении. Политическая обстановка в стране к осени 1993 г. разразилась конституционным кризисом. В период с сентября-октября 1993 г. и до принятия новой Конституции Российской Федерации нормативная и законодательная база сводилась к ряду Указов Президента Российской Федерации. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года, а затем и соответствующие федеральные законы признали и узаконили местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой модели местного самоуправления. 

 

Глава 2

Северное Бутово

Несмотря на интенсивное строительство, которое велось в столице до середины 80-х годов, когда в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги были освоены практически все свободные территории, жилищная проблема в Москве оставалась одной из самых острых.

В 1985 году территория Северного Бутова была включена в состав Советского района города Москвы. Бутово – часть Ленинского района Московской области, огромная территория в 2000 га, на которой располагалось более десятка деревень, – было присоединено к столице по постановлению Совета министров в 1985 году. Предполагалось, что после застройки население достигнет 150 тысяч человек, и Бутово станет отдельным, 34-м районом Москвы.

С 1986 года началась массовая застройка района, главной целью которой являлось не только создание комфортных условий проживания москвичей в новых квартирах, но и придание современного архитектурого облика, включая элементы разноэтажного и коттеджного строительства, создание многофункциональных деловых, общественных центров, устройство парковых, лесо- и водоохранных зон.

К этому времени бутовский поселковый совет фактически прекратил свое существование. Поэтому в конце 80-х годов после двух референдумов, на основе домкомов и уличкомов, был создан комитет самоуправления "Бутово", объединивший все населённые пункты на территории Северного и Южного Бутова. Таким образом комитет самоуправления принял на себя все функции бывшего Поссовета, и даже занял его помещение (теперь здесь находится управа района Южное Бутово). Жителям ВИЛАРа предложили определиться: входят их представители в объединённый комитет самоуправления Бутова, или они создают собственный комитет. Полноправный представитель от ВИЛАРа вошёл в состав комитета самоуправления.

Комитет самоуправления возглавляли пять сопредседателей. Круг рассматриваемых вопросов был очень широк. Например, комитет рассматривал вопросы, связанные с собственностью населения, имея ввиду объекты благоустройства и озеленения, спортивных и игровых площадок, другие объекты социального, культурного бытового назначения, а также координировал перспективный план строительства.

Комитет самоуправления "Бутово" осуществлял общее руководство первичными органами самоуправления территорий – это домкомы, уличкомы, квартальные советы. А общее руководство деятельности комитета осуществлял Райсовет Советского района через депутатов, избранных от жителей Бутова.

В этот же период в посёлке Бутово возникает ещё один комитет самоуправления – "Южное Бутово". Эта организация зачастую дублировала деятельность комитета самоуправления "Бутово". И поэтому в мае 1990 года была создана Ассоциация общественного само-

управления "Бутово", которая должна была объединить все существовавшие органы местного самоуправления. Проблем в районе тогда было очень много - плохо ходил транспорт, бывали перебои с поставками продовольствия, не было никаких социальных объектов, лишь несколько магазинчиков. Картину того времени очень хорошо передают протоколы заседания ассоциации общественного са-

моуправления "Бутово": "Пр. № 26 от 19.07.90 г. В посёлке ВИЛАР четыре дня назад в знак протеста одним из депутатов была объявлена голодовка. Приехали представители Моссовета. Люди возмущены. Требуют отзыва Бочарова. Депутаты ВИЛАР заявили, что с ними не хотят работать совместно, что очень плохо. Требуют доведения строительства до конца, с вводом в строй соцкультбыта. Заявили, что пока не будет введён соцкультбыт они не дадут Моссовету принимать дома, не будут пускать со смотровыми, выставят пикеты".

В том же 1990 году было принято решение о разделении Бутова на Северное и Южное и о реорганизации органов самоуправления. "Душа не лежит делить Бутово на северное и южное, но придётся",– так сказал 1-й заместитель председателя Райсовета Б.Г.Быков на одном из последних заседаний Ассоциации общественного самоуправления "Бутово" в августе 1990 года.

В декабре в газете Советского района  "Демократия" в рубрике "Самоуправление в наших микрорайонах" было опубликовано описание органов самоуправления на территории Бутова. Первый – "…комитет общественного самоуправления посёлка Бутово (Южное Бутово) – территория, ограниченная с востока КЖД, с запа-

да – ул. Старополянская, с севера – ж/д веткой, с юга – прудом, включая ул. Мценская, Краснолиманская, Южная". Второй – "…Совет территориального общественного самоуправления "Бутово" – территория, ограниченная с запада КЖД, с востока – Варшавским шоссе".

В 1991 году произошла реорганизация органов исполнительной власти в Москве. Решение это было принято после известных событий 19-21 августа. Исполкомы районных советов и районы были упразднены, а вместо них появились префектуры, муниципалитеты, округа и муниципальные районы. Тогда же территорию Советского района столицы за пределами МКАД окончательно разделили на Северное и Южное Бутово.

Органом исполнительной власти была назначена местная администрация, с приходом которой названные органы местного самоуправления самораспустились. Супрефектом нового района был назначен Сергей Николаевич Король.

Первая задача, которую стал решать муниципалитет  – добиться насыщения района самыми разными предприятиями и услугами. Жилье строилось, новоселы прибывали, а приобрести товары первой необходимости было негде. От старой территории в наследство досталось пять магазинов... К тому же потребительский рынок проходил первый этап приватизации, менялась форма собственности. Все приходилось создавать с нуля. Благо, что условия для создания бизнеса и предпринимательства в тот период активных реформ были благоприятные...

Вторая задача – создать в Северном Бутове организации, обеспечивающие жизнедеятельность района. И первое, что необходимо было открыть, - свое отделение ОВД. На улицах и в домах нужен порядок. Незнакомые друг другу люди вселялись в новостройки, вопрос квартирных краж стоял тогда очень остро. 

Дальше появилась необходимость создать такие организации, как центр социального обеспечения, управление социальной защиты, отдел труда и занятости... То есть вся инфраструктура, которая сейчас у нас имеется, начала создаваться в 1991-1992 годах.

Район застраивался комплексно, строители старались сдавать микрорайоны максимально благоустроенными, насколько это позволяли экономические условия. Когда приезжали новоселы, были построены не только дома, уже стояли готовые поликлиники, школы и другие учреждения. С этим в районе никогда проблем не было. Пережили и тяжёлые периоды, когда школы были перегружены, и все же возить детей учиться в другие микрорайоны не приходилось.

В самом начале проблем было очень много. Дома сдавались с плохим благоустройством. Шло массовое строительство: один дом построят, рядом начинают строить другой, какое уж тут благоустройство. В 1994 году добились специального постановления правительства Москвы по району и были выделены деньги. Только после этого смогли вывезти брошенный железобетон, заасфальтировать дворы, разбить газоны, посадить первые деревья.

А сколько  было свалок! Раньше ведь как считали: за кольцевую вы-

ехал – выгружай грузовик! Вместе с административно-технической инспекцией администрация района выслеживала каждую машину, которая сваливала  мусор. А на улице Глушко вообще городская свалка была, которую постоянно поджигали. Все это пришлось убирать, вывозить и даже рекультивировать землю.

Одновременно была начата работа и по "ракушкам" – первые тенты появились в 1993 году. Много сил ушло на упорядочение и снос тех тентов, которые стояли на инженерных коммуникациях. С ними ведется борьба и сегодня, поскольку "ракушки" – это вчерашний день, необходимо строить гаражи.

Из эксплуатирующих организаций тогда функционировало единственное РЭУ-29, которое относилось ещё к ПЖРО Советского района. Потом жилой фонд разросся, появились и РЭП-32, РЭП-41. А в 1994 году возникла новая тенденция - привлекать к обслуживанию жилого фонда частные фирмы. Была создана такая фирма – "Ремжилсервис". Выяснилось, что коммерческая структура на первоначальном  этапе эксплуатировала дома лучше, чем государственная. В 1995 году на конкурсе "Московский дворик" двор на ул. Глушко, д.10 занял второе место в городе. Как раз этот фонд  и эксплуатировала фирма "Ремжилсервис". Тогда же район Северное Бутово одним из первых в городе занялся упорядочением "ракушек" – аккуратно расставили тенты во дворе и тут же оборудовали детскую площадку. Это было ново, ведь удалось совместить интересы и автолюбителей, и детей .

Территория Бутова достаточно холмистая. Архитекторы и строители постарались максимально сохранить рельеф местности, а кое-где преобразовали его так, чтобы он  подчеркивал красоту Северного Бутова. Овражистые места по бульвару Дм. Донского были засыпаны, а вот небольшие прудики на территории Института лекарственных растений и на ул. Грина сохранены. Был дополнительно образован каскад из шести прудов на реке Битца, а в овраге оборудована зона отдыха, где сегодня  с удовольствием гуляют жители.

Наряду с этим здесь же начали опробовать и некоторые новшества в домостроении. В первые годы застройки, в начале 90-х, в Бутово так же, как и везде, строили типовые, стандартные здания. Позже, уже в 95-м, появились дома новой серии из монолитного железобетона с кирпичной кладкой, построенные по инди-

видуальным проектам, – микрорайон "Синяя птица" и десять четырех-

этажных коттеджей типа "призма". Здесь в числе первых в Москве стало реализовываться коммерческое жилье. У жителей, имеющих средства, появилась возможность приобрести квартиру  с нестандартной планировкой и увеличенной площадью в 100 -150 квадратных метров, и даже двух-

уровневые квартиры. Оправдало ли это себя? Люди не уезжают!

 Надо смотреть, что и в серийном домостроении дома "ПД-4" тоже были опробованы у нас. Б-р Дм. Донского, д.16 и

д. 18/4, ул. Глушко, д. 6 – на этих зданиях домостроительный комбинат отрабатывал но-

вые технологии. Теперь эта серия, но уже модернизированная, ввелась в микрорайо-

не 2А.

В настоящее время Северное Бутово продолжает строиться. После того как перенесли линию электропередачи – ВЛ-200 и ВЛ-500, на освободившемся пространстве появилась возможность закончить жилую застройку. Она предполагает  возведение 22 жилых корпусов. Открылась станция метро " Бульвар Дм. Донского".

У района есть свое лицо, своя эстетика, есть и уникальные сооружения – например, школа №1945. В ней – два бассейна, горнолыжный спуск, построена площадка для занятий гольфом. Создан свой гольф - клуб!

 Практически все предприятия для обеспечения нормальной жизнедеятельности района имеются, за исключением загса.

Есть планы построить большой стадион. Для этого уже зарезервирована территория порядка 7-8 гектаров в конце бульвара Дм. Донского. И ещё большое желание - облагородить зеленый массив, который расположен между Северным и Южным Бутовом. Хозяином леса является Битцевский лесопарк. Эту лесную зону власти берегут и благоустраивают. Каждый год высаживаются деревья и кустарники, но этого пока недостаточно, поскольку  район возводится значительно быстрее, чем растут деревья.

 

 

Районное собрание

в действии

В декабре 1997 года в Москве родился новый общественный институт - советники районного Собрания. Из семнадцати кандидатов первого созыва в Северном Бутове  были выбраны десять. Их биографии тесно связаны с жизнью района. Многие - не только его жители, но и работающие здесь. На первом заседании советники избрали главой управы Северного Бутова Сергея Короля, на третьем – в связи с переходом С. Короля на другую рабо-

ту – главой управы и председателем районного Собрания Северного Бутова избирается Сергей Иванович Буркотов.

В декабре 99-го года состоялись выборы советников районного Собрания второго созыва сроком теперь уже на четыре года. Среди народных избранников – два главврача, два педагога, заведующие аптеками, представители общественных организаций.

Каждый месяц советники районного Собрания проводят заседания, на которые выносятся самые важные проблемы района, рассматриваются ведущие программы: социально- экономического развития, "Мой двор, мой подъезд" и другие, уточняется формирование и расходование источников  финансирования. Советники участвуют и в работе различных комиссий района: по опеке и попечительству, по делам не-

совершеннолетних, жилищной, административной, межведомственной, гаражно-стояночной и др. Раз в месяц каждый советник ведет прием жителей района, помогая им в решении самых насущных вопросов. С декабря 2002 года в результате реформирования местного самоуправления Районное собрание было переименовано в муниципальное, а советники стали именоваться депутатами.

С принятием нового Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” депутатам присваивается и новый статус. От принимаемых ими решений напрямую будет зависеть и пополняемость местного бюджета и правильность его использования, поскольку новый закон дает органам местного самоуправления не только более широко применять власть, но и нести ответственность за принимаемые решения.

Каким образом новая система власти сможет реализовать передаваемые ей полномочия – покажет время.

 

Информирование населения

Суть информационной политики муниципалитета и района – максимально полно, достоверно и оперативно оповещать жителей Северного Бутова о всех событиях, происходящих в районе. Для этого в постоянную практику введены: регулярные встречи руководителей района с населением, создание информационных зон (стендов), проведение телефонных "Горячих линий", публикации в окружной газете "За Калужской заставой" и район-

ной – "Вестник Бутова", выступление руководства муниципалитета, района и представителей общественных организаций по окружному и местному кабельному телевидению "Катет".

До марта 1998 года в Северном Бутове работали две студии кабельного телевидения: "Канал" и "Катет". В марте 1998 года на районном Собрании было принято решение создать единую студию, объединить локальные сети в одну систему приема.

С ноября 1998-го стало выходить приложение к окружной газете ЮЗАО "За Калужской заставой" – "Вестник Бутова".

В августе 1999-го учредителем районной газеты "Вестник Бутова" становится районная управа. "Вестник Бутова" выходит тиражом 25 тысяч  экземпляров и распространяется бесплатно по почтовым ящикам жителей района. В окружном смотре – конкурсе за 1999 год  в номинации "Лучше всех информируем жителей района" район Северное Бутово занял второе место, в номинации "Лучше всех информируем жителей района в газете" первое место получил "Вестник Бутова", в номинации "Лучше всех информируем жителей района в телеэфире"  на первом месте оказалось кабельное телевидение "Катет".  "Катет" получил и диплом смотра работ районных управ по информированию правительства Москвы за 1999 год.

В 2001 году районная управа становится лауреатом городского смотра и получает диплом в номинации “Лучший проект информационной поддержки основных городских программ и конкурсов”.

В районе активно изучается вопрос, связанный с организацией систем интернет-связи. Речь идет об информационных районных порталах социальных сайтов, социально-значимых интернет-ресурсах.

Реализация подобных проектов позволит обеспечить жителей района необходимой информацией.

 

Охрана общественного порядка

Одним из первых государственных учреждений в Северном Бутове стало 185-е отделение милиции. Его открыли в 1991году. И это понятно: необходимо было обеспечить общественный порядок, охрану новостроек, покой граждан. Тогда в штате отделения числилось 54 сотрудника. Но уже с 3 февраля 1992 года 185-е отделение милиции было преобразовано в отдел внутренних дел. С самого начала и до недавнего времени северобутовских стражей порядка возглавлял Рафик Балаевич Гусейнов, он же советник районного Собрания 1-го созыва. В настоящее время руководителем ОВД назначен Островский М. В. Район Северное Буто-

во – спальный, и это во многом определяет его специфику. Самые частые преступления – квартирные кражи и угон автотранспорта. Многие жители района переехали  сюда из коммуналок, поэтому нередки и бытовые ссоры. В качестве последней инстанции в таких  случаях почему-то принято обращаться в милицию. Но Москву сегодня захлестнули преступления, связанные с незаконным оборотом и употреблением наркотиков. Не обходит эта проблема и Северное Бутово, хотя в целом район числится в бла-

гополучных. На данный момент в штате ОВД "Северное Бутово" 150 со-

трудников. Из них – 16 участковых, работающих непосредственно с населением.

В связи с участившимися в последнее время угрозами терактов проводятся ежедневные проверки нежилых помещений. Ведется профилактическая работа и по другим видам преступлений. Так, например, сотрудники милиции уже неоднократно обращались к населению с призывом оборудовать квартиры сигнализацией.

Северобутовская  милиция делает все от неё зависящее, чтобы обеспечить безопасность населения и уберечь собственность граждан от посягательств преступников.

В школах организуются познавательные смотры, викторины, конкурсы, через которые школьникам объясняют правила поведения на улице и в общественных местах.

 

Социальная работа

Социальное направление всегда являлось одним из приоритетных  в деятельности руководства района. Районы-новостройки, как правило, отличает  большое число детей  и молодежи. Не случайно первыми учреждениями, которые стали открываться в районе, были школы. Первая из них, №1174, распахнула свои двери в январе 1989 года. Руководит школой Жарова Галина Романовна, советник районного Собрания. С того же 1989 года ведет отсчет своей деятельности и первый на территории района культурно-досуговый центр “МЖК Бутово".  В июне 1990 года начала работать первая городская поликлиника №163 и первый детский садик №1985.

В 1991 году открываются ещё три детских садика, две школы - №1066 и №1068 и УВК, а также центр единоборств "Синтал + S". Основное направление его деятельности - восточные единоборства. В 1994 году социальная сфера района  пополнилась спортивной фирмой ТОО "Гриф", спортивно - оздоровительным комплексом МЖК "Бутова". Открылся центр эстетического воспитания "Моцарт". Его работа направлена на духовное развитие детей и подростков, их творческих способностей и инициативы, формирование общей художественной культуры. В центре работают  высококвалифицированные специалисты. Сегодня  "Моцарт" имеет 9 филиалов в Юго - Западном округе. В "Моцарте" работают: хоровая капелла, фольклорный коллектив "Узоры", инструментальное отделение (класс фортепиано, скрипки, баяна, аккордеона, виолончели, контрабаса, гитары), эстрадно - цирковая студия "Арена" и др.

В 1997 году  открывается досуговый центр по работе с детьми и молодежью "Эврика - Бутово". Его учредитель - управа района, которая организует работу с детьми и подростками по месту жительства на бесплатной основе. В районе создан хор М. Г. Струве.

На базе школ района работают более 80 кружков и секций, в которых занимаются более 500 учащихся. В двух школах – №1068 и №1945 – открыты военно-исторические музеи, где молодое поколение получает знания об историческом прошлом страны и района.

Сегодня на территории района проживают более 17,5 тысяч детей и подростков. Среди них 10 791 учащийся школ, 2263 – дошкольники. Работают 11 школ, 19 детских садиков, два бассейна.

В детском саду №2075 открыт  лечебно-оздоровительный центр, где есть аэрофитоингаляторий, "горный воздух", солярий, массаж, сауна, джакузи. Детский сад №2156 является  специализированным учреждением для детей с косоглазием и другими нарушениями зрения.

Долгое время роль основного культурного центра играла районная библиотека №236. И сегодня здесь работают различные кружки, устраиваются выставки, праздники, конкурсы. А 1 сентября 2001 года состоялось открытие нового центра культуры и досуга для подрастающего поколения – библиотека №237.

Девятый год в районе работает региональная благотворительная детско-юношеская общественная организация "Общество детей - инвалидов "Наитие", которым руководит советник районного Собрания Е. Барановская. Одно из направлений – досуговая,  лечебно-оздоровительная и реабилитационная работа с детьми-инвалидами.

Постоянным вниманием и заботой  окружены ветераны Великой Отечественной войны. В дни празднования Победы всем им вручаются подарки. На праздники День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День пожилого человека устраиваются праздничные чаепития, проводятся экскурсии по Москве.

Кроме того, на территории Северного Бутова действуют общественное объединение  многодетных семей "Солнышко", союз ветеранов войны в Афганистане г. Москвы "Бутово", Всероссийское  общество инвалидов и районный совет ветеранов.

Районный центр социального обслуживания, расположенный на Старокачаловской улице, дом 3, корпус 1 открылся в сентябре 1997 года, и сразу же приступил к активной деятельности. Уже с декабря 1997 года при центре открывается отделение дневного пребывания, где пожилые и малообеспеченные жители Бутова могут бесплатно пообедать, посетить медкабинет, получить с большой скидкой или бесплатно билеты в театр, на концерт. При центре работают восемь отделений социальной помощи на дому. Около ста социальных работников не менее двух раз в неделю посещают одиноких престарелых и инвалидов, которые сами уже редко выходят из дома. А таких в нашем районе более тысячи человек.

Центр занимается и реабилитацией инвалидов. В среднем более тридцати человек в месяц, посещая тренажерный зал, занимаясь ле-

чебной физкультурой, могут укрепить свое здоровье. Оказывает  центр и срочную социальную помощь. Остро нуждающимся выдается стандартный продуктовый набор. Это прежде всего крупы, растительное масло, сахар, тушенка. Распределяется также вещевая помощь и "гуманитарка". В штате центра работают психолог и юрист, которые проводят бесплатные консультации по различным жизненно-важным и правовым вопросам. Руководит центром Кобышева Раиса Александровна.

Бутовское муниципальное управление социальной защиты населения (бульвар Дмитрия Донского, 12) возникло в декабре 1992 года. Занимается оно вопросами социальной защиты. По словам начальника управления Галины Владимировны Залтан, спектр направлений деятельности подведомственной ей организации достаточно широк. В первую очередь это назначение и перерасчет пенсий, всевозможных  доплат, детских пособий, материальной помощи, определение пожилых граждан в дома престарелых, реабилитация инвалидов, санаторно-курортное обслуживание. И это далеко не полный перечень.

Биржа труда – Бутовское отделение Департамента труда и занято-

сти – проводит большую работу по обеспечению занятости населения района. Руководит этим бывший Советник районного Собрания 1-го созыва Подсидкова Е. В.

 

Органы местного самоуправления

6 ноября 2002 года Московская городская Дума приняла закон города Москвы № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москва". Настоящий закон установил принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

Согласно этому закону в пределах района Северное Бутово было организовано внутригородское муниципальное образование, где осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, местный бюджет и выборные органы.

К вопросам местного значения отнесены те, которые связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности муниципального образования.

Организовано два органа местного самоуправления: муниципальное Собрание и Муниципалитет.

Муниципальное Собрание – это представительный орган местного самоуправления. Он принимает Устав муниципального образования, утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении, принимает планы и программы развития муниципального образования, устанавливает порядок управления и распоряжения муни-

ципальной собственностью, а также осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Как правило, в депутаты му-

ниципального Собрания избирают представителей социальных сфер. Не стали исключением из правил и предыдущие выборы. Из десяти депутатов два человека – директора школ: Зарецкая Светлана Кимовна (школа №1825) – Председатель муниципального Собрания и Жарова Галина Романовна (школа №1174). Два человека представляют организации, занимающиеся проблемами инвалидов и ветеранов района. Это Президент общественной организации "Общество детей-инвалидов "Наитие" Барановская Елена Валентиновна и Председатель правления "Союза общественных организаций ветеранов и инвалидов локальных войн, военных конфликтов и Вооруженных сил" Галь Виталий Васильевич. Область здравоохранения представляют четыре человека: главный врач поликлиники № 221, заместитель председателя муниципального Собрания  Ульянов Валентин Юрьевич, главный врач поликлиники № 163 Кожина Валентина Ивановна, директор муниципальной аптеки № 432 Аборина Лариса Викторовна и Виргунова Алла Геннадьевна. Среди депутатов работают директор Воскресной школы при "Храме Великомученицы Параскевы Пятницы" Лосева Нелли Георгиевна и исполнительный директор ЗАО "Союзкнигторг" Александрова Наталья Евгеньевна.

Муниципалитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В настоящее время в ведение муниципалитета переданы вопросы, связанные с принятием решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим 16 лет; организация и осуществление опеки и попечительства; принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних; и организация деятельности комиссий органов местного самоуправления.

На одном из первых заседаний после реформирования депутаты утвердили руководителя Муниципалитета. Им стал Осин Владимир Алексеевич. Ему поручено осуществлять исполнительно-распо-

рядительную деятельность в рамках полномочий, установленных Законом.

Значительно расширился и объем задач, которые отнесли к предметам ведения муниципального образования. Это – принятие планов и программ муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы; установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; утверждение Положения о бюджетном процессе и местном бюджете; создание, ликвидация и реорганизация муниципальных предприятий и учреждений;  осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры; организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Это и вопросы организации и осуществления опеки и попечительства, вопросы о вступлении в брак лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Муниципальным образованиям переданы полномочия по регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями-физическими лицами с работниками. И это далеко не полный перечень направлений, которые осуществляются органами муниципального образования.

В настоящее время принят федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” №280514-3, внесенный президентом и принятый государственной Думой 16.09.2003г. Настоящий федеральный Закон, в соответствии с Конституцией РФ, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления.

С принятием нового закона многие государственные функции будут постепенно переданы в ведение органов местного самоуправления.

 

Вехи истории района

1985 г. В официальные границы Советского района Москвы включена территория Бутова;

1988 г. Начинается массовая застройка Северного Бутова;

1989 г. Построены первые два дома микрорайона 7А (ул. Грина, 3-1, 3-2);

– 1989-1990 гг. Идет строительство 2-го микрорайона (ул. Знаменские Садки, 1, ул. Куликовская, 1);

1991 г. Северное Бутово получает статус района г. Москвы;

1992 г. Начало строительства метро;

– 1993- 1994 гг. Идет строительство 1-го и 4-го микрорайонов (ул. Старобитцевская);

1994 г. Идет строительство 3-го микрорайона и микрорайона 7В (ул. Грина);

– 1994- 1995 гг. Грандиозные благоустроительные  работы. Вывоз мусора с территории, асфальтирование дворовых территорий, посадка деревьев и кустарников;

1996 г. Вводятся в эксплуатацию первые очереди трех капитальных гаражей на 328м/мест;

1997 г. Начинается строительство 5-го микрорайона – комплекса "Синяя птица". К 1997 г. застройка заняла уже 471 га. Идет благоустройство поймы реки Битца, регулирование её русла с устройством каскада прудов, пешеходных мостов и дорожек;

1999 г. Ликвидируются последние деревянные домики быв-

шей деревни Битца. Перенос ВЛ-220 и ВЛ-500 в техническую  зону МКАД;

2000 г. Строительство проезда 680, разгрузившего от транзитного транспорта ул. Куликовскую;

2001 г. Начинается строительство десяти корпусов микрорайона 2А.;

2002 г. Введена в строй станция метро «Бульвар Дмитрия Донского»;

2003 г. Начинается строительство микрорайона 6А;

2003 г. Принято решение правительства Москвы о строительстве микрорайона 9 общей площадью жилой застройки порядка 60 тыс. кв. метров.

 

Цифры и факты

Северное Бутово сегодня - это:

662 га территории;

– 70 тысяч жителей;

– 20 тысяч – молодежь в возрасте до 18 лет;

– Средний возраст населения – чуть за сорок лет;

– 136 домов и 27 тысяч квартир;

– 3 научно-исследовательских института;

– 334 предприятия потребительского рынка и услуг, из них:

– 69 предприятий службы быта;

– 94 предприятия торговли;

– 112 предприятий мелкорозничной торговли;

– 1 торговый центр;

– 6 крупных медицинских учреждений;

– 11 школ;

– 19 детских садов;

– 2 библиотеки;

– 7 культурно - досуговых и спортивно - оздоровительных центров;

– средства массовой информации:

  - газета «Вестник Бутова» (26 тыс. экз.);

  - студия кабельного телевидения АОЗТ «Катет».

 

Словарик

Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансферные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Избирательное право активное (активное избирательное право) – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местные налоги и сборы – налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления – представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

 

Библиография

1. Гильченко Л.В. Местное самоуправление: долгое возвращение. .: МОНФ, 1998 – 109 с.

2. Ред. Сливы А.Я. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт. Сборник документов (1861-

1917 гг). .: МОНФ, 1998 – 300 с.

3. Сост. Л.Ф. Апт, А.Г. Ветров, Т.А. Дорофеева. Словарь-справочник по местному самоуправлению: термины, понятия, определения из российского законодательства - М.: МОНФ, 1999. – 128 с.

4. Справочник “Социально-экономические проблемы России-2001”.

5. Энциклопедический словарь "РОССИЯ". Издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. С.-Петербург. 1898г.

6. История местного самоуправления в России. М.Горный. Санкт-Петербург. 1997.

7. Северное Бутово.

8. Материалы газеты "Вестник Бутова".

9. Материалы архива Комитета самоуправления "Бутово" (на хранении бывшего секретаря Р. В. Черкасовой - депутата муниципального собрания Южного Бутова).

10. Г. В. Ерёмин, " Из истории Бутова", "Бутовский вестник",

№ 10 (25)-2003.

11. В. А. Поцелуев, И. В. Петреев, "Подольск и окрестности",

М - 1999г.

12. Малый Энциклопедический словарь, С-Пб, 1907г.

13. В. Даль, "Толковый словарь", С-Пб, 1880г.

14. Варенцов Н. А. "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое"/Вступ. статья, сост., подг. текста и коммент. В.А. Любартовича и Е.М. Юхименко. М.: Новое литературное обозрение, 1999г. – 848 стр.

Hosted by uCoz