Краеведческо-экологическое общество «Бутово»

Союза краеведов России


Некоторые эпизоды древней истории села Чернево

И. Н. Ершов

 

      В 1997 году настоятель храма Рождества Христово, что в селе Чернево, о. Игорь пригласил автора заметки проконтролировать работы по укреплению фундамента храма с точки зрения археологии.

        В июле месяце т.г. мною были зафиксированы на фотопленку и чертежи белокаменные надгробия с текстами, из прочтения которых стало ясно, что возле южной стены храма был некрополь Таракановых и Зыбиных – «строителей и благоукрасителей храма сего». К сожалению, все захоронения были уже когда - то разрушены, а надгробия сохранились только потому, что были завалены строительным мусором.

        Кладбище вокруг храма весьма древнее – до сих пор на поверхности земли лежат надгробия конца XVIIIXX в.в. Большинство надписей стерто, читаются только поздние, например, на фото № 2 – надгробие Ивана Метелкина, одного из предков современных Метелкиных, жителей этой деревни. Надгробиям же Таракановых и Зыбиных (см. фото № 3 -4) повезло: какие-то из них поддаются восстановлению, а какие-то достаточно лишь  почистить и водрузить у южной стены храма, на их прежнем месте. Эта программа была изложена мною в устном выступлении перед членами приходского совета Черневского храма сразу же после окончания моей работы. Все документы были оставлены у них же.

        По прошествии некоторого времени мой интерес к этому эпизоду своей работы возродился вновь, и я подыскал некоторые документальные материалы касательно Таракановых и Зыбиных. Общеизвестно, что «церковь в селе Черневе, вотчине стольников Таракановых, построена между 1709 и 1722 гг.», поэтому начал я с этой немного странной «русской» фамилии.

        Таракановы в русской истории известны, как оказалось, с середины XV века, с тех пор как «гость–сурожанин» Тараканов построил один из первых в Москве каменных домов близ Фроловской башни Кремля. Далее известен, но уже московский, купец Тараканов, ведший хлебную торговлю не только по Руси, но и продававший хлеб «немцам» в Архангельске в начале XVII века. Вероятно, это представители одного и того же рода.

        Параллельно с линией торговой прослеживается и линия служивая. Это те же братья «Яков да Никита Таракановы» (1683-1689 гг.). Они, видимо, были дядьями строителя храма генерал – майора артиллерии Алексея Ивановича Тараканова. Известны и еще более ранние сведения: в январе 1617 г. «посланы в Дорогобуж головы Бояшев и Тараканов… на литовских людей… побили полковника Вигиля наголову». Очевидно, что этот стрелецкий голова – родственник и предок известных уже нам «Якова да Никиты» Таракановых.

        Интересно само сочетание – «Бояшев и Тараканов» - за этими как-бы русскими фамилиями ясно просвечивают татарские лица их обладателей. Это тем более ясно, что известно нам, откуда эти полковники явились на Москве: из Крыма в свите Юрия Яншеевича Сулешова, бывшего крымского мурзы (т.е. князя), внука последнего крымского посла в Москве и первого  же посла Москвы в Крыму Сулеш–мурзы, племянника Аппак–мурзы, знаменитого «родового доброжелателя московского» времен Ивана III.

        Сулешовы – не последние приближенные ко двору при первых Романовых, Михаиле и Алексее. Не случаен тот факт, что родовая усыпальница Сулешовых находилась там же, где издавна покоились и представители рода бояр Романовых, в Старом Симонове монастыре. Теперь нет ни рода Сулешовых (он пресекся в конце XVII века), ни кладбища Симонова монастыря. Дворы Сулешовых, стоявшие приблизительно на выезде с Красной площади по Ильинке, также постигла печальная участь.

        Таким образом, Таракановы – выходцы из Крыма; а фамилия их не происходит от русского слова «таракан», но наоборот – слово «таракан» имеет своего предка в татарском корне. Я не нашел толкования слова «таракан» ни в одном из просмотренных мною словарей: Ожегова, Даля, Ушакова, Этимологическом и т.д., как будто бы и такого слова в русском языке нет. Между тем, толкование слов «тархан», «тарханный», Астрахань, Тарханы доступно любому студенту. Нет и фамилии «Тараканов» в Словаре современных русских фамилий, тогда как, я уверен, среди нас и ныне живут десятки и сотни Таракановых  по всей России – достаточно прочесть газеты и журналы.

        Эта заметка - лишь первая часть результатов архивных изысканий, которые автор провел осенью-зимой 1997-1998 гг. 

© Краеведческо-экологическое общество «Бутово», 2002-2006

 

Hosted by uCoz