Официальная
страница
общественной
организации
Краеведческо-экологическое общество «Бутово»
Союза
краеведов России
Буторина И.К. Храм Рождества Христова в Черневе: в прошлом и настоящем |
Настало время поведать еще об одной новой жизни, на старом фундаменте, - святом храме Рождества Христова в Черневе. В книге раскрывается история этого храма, ныне размещённого в районе Южное Бутово города Москвы. Книга рассчитана на жителей района, прихожан храма Рождества Христова, на всех интересующихся краеведением и историей земли Московской. |
"Аз
есмь дверь: кто войдет Мною,
тот спасется, и войдет и выйдет,
и пажить найдет" (Ин. 10, 9)
Как бы ни роптали, как бы ни поругивали новейшее время, оно дало народу российскому неоценимое благо. Остались позади запреты, попрания, гонения, жестокие репрессии и массовое забвение веры. Пошло по Руси возрождение православной святости.
На юго-западе Москвы, в районе Южное Бутово, в необозначенной на карте точке, называвшейся ранее селом Чернево, находится маленькая частичка этой новой жизни - ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Он затерялся теперь среди новых столичных кварталов, поднявшихся внезапно на бывших широких пахотных землях. И протянулись на четыре стороны света новые улицы, дома, парки и даже своя, красиво обрамленная водная система. Славится Южное Бутово по Москве, и стрелка нового "легкого" метро по-своему украсила этот район.
И потекли в старинный храм со всех сторон людские струйки. Забился новый пульс, вновь задышала духовная жизнь - на старинном фундаменте...
Но как все начиналось? Как давно стоит на этой земле старый храм? Сколько всего повидали его стены? Как сохранился в нем Дух Божий?
Когда лучше знаешь прошлое, сильнее и чище любовь к настоящему, глубже его понимание.
Материалы, взятые в основу данной работы, почерпнуты не только из источников, найденных в Государственной Исторической библиотеке и Центральном историческом архиве г.Москвы. Для нас особенно интересными явились местные - негромкие, но содержательные - учреждения. Это -библиотека № 248 на станции "Бутово" и музей истории Бутова, а также кра-еведческо-экологическое общество "Бутово". Неоценимый вклад в раскрытие страниц истории храма, его упадка и возрождения внесли уникальные предания и свидетельства жителей села Чернево.
Немало не известных ранее страничек русской истории и нашего недавнего прошлого приоткрыли исполненные любви к Родине краеведческая работа, поиски и исследования историков, археологов, географов, просто любителей старины. Что особенно отрадно, итог этой благословенной и кропотливой, познавательной и увлекательной работы уже встречается и в отдельных православных публикациях. Надеемся, что и наш скромный труд притянет к себе всех, кто интересуется историей края, тех, кто стали жителями района Южное Бутово и прихожанами храма Рождества Христова.
Юго-западные земли современной Московской окраины в разные периоды истории неоднократно подвергались изменениям в своей принадлежности к административным центрам. Некоторые источники донесли до нас сведения о том, что земли наших юго-западных пределов в ХV-ХVI веках входили в состав Московского уезда. Уезд делился на более мелкие административные единицы - станы и волости, охватывавшие отдельные группы сел и деревень. Территория современного юго-западного округа Москвы входила в состав тогдашних Сосенского и Чермнева станов.
Чермнев стан получил название по селу Чермневу, позднее Черневу. В первой половине XVII в. на карте, составленной по Писцовым книгам, упоминается деревня Чернево Вышнее. Имевшаяся там деревянная рубленая церковь к концу XVII века обветшала.
В дальнейшем село Чернево, храм и близлежащие земли принадлежали стольникам Таракановым. До получения этого придворного чина имена их рода прослеживаются сначала в купеческих списках, затем среди лиц, приатствовав-ших на Земском соборе. Именно им, Таракановым, мы обязаны новым, каменным храмом на месте старой, деревянной церкви. Строительство длилось с 1709 по 1722 годы. Неизменным простоял он практически целое столетие.
В середине ХК в. деревня Чернево уже обозначена в записях об окрестностях города Подольска - как "сельцо 1-го стана", принадлежавшее генерал-лейтенанту Черткову Н. Д. "Оно расположено близ Серпуховского шоссе, - говорится в записях, - при реке Корюшке и пруде. Имеется господский дом. В селе насчитывается 39 дворов, крестьянских душ 133 мужского пола и 154 женского. [Имеется] Христорождественская церковь".
Известно также, что к этом)' времени церковь вновь была реконструирована и, таким образом, в новом своем виде храм простоял еще более ста лет, то есть до наших старших современников.
Интересные сведения мы получили от заведующей библиотекой, директора Музея истории Бутова Р.В.Черкасовой и руководителя Краеведческо-экологического общества "Бутово" (КЭО) А.С.Никулина, рассказом которого хотелось бы предварить воспоминания очевидцев и непосредственных участников восстановления храма.
Антон Никулин. - От имени Риммы Васильевны и от себя хочу, прежде всею, рассказать о том, что в нашем музее в настоящее время представлена очень интересная экспозиция, состоящая из подлинных вещей, так или иначе относящихся к храму Рождества Христова в Черневе.
Экспонаты были собраны в течение нескольких лет многими людьми, в том числе Юрием Александровичем Ушаковым, Сергеем Челкиным и другими людьми, не равнодушными к истории края. Но самые замечательные экспонаты подарил музею настоятель храма отец Игорь. Это - венчальная корона (в КЭО она была несколько отреставрирована), богослужебные книги XVIII-XX веков, каретное колесо, кирпич из кладки храма, фрагмент чугунной связи (стяжка между стенами купола), правая створка от явного входа и многое другое.
В 2002 году, когда городскими властями были начаты работы по благоустройству территории усадьбы Чернево, мы произвели небольшое исследование места, находящегося практически напротив храма, где в прежние времена стоял главный дом усадьбы. На каком-то холмике я поддел ногой кочку, и неожиданно оттуда выпал небольшой обломок. Им оказался фрагмент старинного изразца с короной. Был вечер, и детальное исследование отложили до утра.
Но на следующий день нам пришлось испрашивать разрешение у местных властей, чтобы хотя бы взглянуть на этот холмик. Увы, к сожалению, холм до самого основания уже был снесен, а грунт с этого места вывезен. Все, что нам удалось обнаружить, - это около 15 обломочков различных изразцов ХVII-ХIXвв. На многих из них видны были следы гусениц трактора. Сейчас эти фрагменты выставлены в Музее истории Бутова.
В первой трети двадцатого века осиротели наши храмы. Поднялась волна репрессий против священнослужителей, преследовались верующие люди, насаждалась новая идеология, усиленно вытравливался православный дух народа.
Был опустошен и наш храм. Обветшали его стены снаружи, оголены, осквернены изнутри.
Вот что вспоминают старожилы, они же участники первых восстановительных работ и первые прихожане.
Гаврилов Лев Федорович. Это мои места. Родился и жил в селе Чернево. Ходил в школу. Привыкли к разрушенному храму - как так и надо. Мальчишками пробегали мимо, свистели да кидали камешки. Бабушка рассказывала, что в 30-х годах к ней по праздниками, особенно на престольный Казанской Божией Матери (в храме было два престола), заходили настоятель церкви нашей отец Николай и матушка его. Беседовали, пили чай. А в 1938 году батюшку арестовали, и всей деревней потом собирали деньги их семье. Позднее узнали, что он и звонарь были расстреляны на Бутовском полигоне...
Ушаков Юрий Александрович. Живу с семьей в поселке Бутово. Знаю по рассказали, что, когда до войны закрывали храм, учительница школы нашего поселка (красная школа на ул. Папанина) вывезла из церквей все ценное и сложила в школе, откуда позднее, после ее смерти, всё отвезли в поселок Бутово, а затем в Подольскую церковь. Но в Черневском храме иконы еще оставались. Потом многие из них были унесены по домам.
Храм был в самом плачевном состоянии. Но что мы, мальчишки, тогда понимали?
Я, как и все, лазал в пустые окна, на полу не просто мусор, а сваечка-, книги с
записками, бутылки, остатки какой-то утвари, поломанные рамы, двери - всего не
перечислить. Храм разрушался на глазах. Помню, когда я приехал со службы в
армии, в
Многое связывает меня и с Черневским кладбищем. Здесь похоронены еще в 50-х годах мой отец, тетушка. До начала первых расчисток, могилы, оградки со всех сторон вплотную примыкали к храму. Их перенести, отодвинуть - задача невероятно трудная и очень деликатная. С разрешения префектуры вешали на ограды записки, предупреждая владельцев участков о необходимости перемещения.
Давняя работница нашего храма Александра Гавриловна Козлова много интересного рассказала о старых жительницах села Чернева, сохранивших глубокую веру. Ее рассказ, простой и искренний, трогательно убеждает в крепости народной веры, которая, несомненно, и есть фундамент Русской Православной Церкви. Мы решили передать взволнованные слова этой женщины без редакционных изменений. Вот они...
Говорят, что советская власть изгнала из верующих людей веру в Бога. Я не совсем с этим согласна. Ведь кто действительно верит, из того веру невозможно до конца изгнать: хоть маленькая искорка, да останется.
Я - верующая, это передалось от моей матери, которая не отходила от веры и до революции, и во время революции, и после нее, и до войны и после войны, и - до конца своей жизни.
Мы жили в селе Чернево. Наверное, умолили Господа Бош наши верующие сельчане, чтобы добро восторжествовало. Я была тогда девчонкой, и хочу рассказать о тех немногих, которых хорошо помню и которых теперь уж нет, но знаю, они и ТАМ молят за нас. Например, Клавдия Чегодаева. Молитвенница была до последнего дня своего. Еще Мария и Анна Чистых (тетя Нюта). Все знали, что они ночами молились.
А самая решительная молитвенница была Наталья Васильевна Князева. Это ей передалось от мамы ее, которая не руганью прививала веру, а добрым словом. Наталья рассказывала нам случай из ее юности. Время тяжелое было, в бедности жили. Она покупала молоко в деревне, подешевле, и возила в Москву, продавала подороже. Это понравилось, да только захотелось еще приработать, и стала она разбавлять молоко водой - на два бидона литр воды. Мать заметила и сказала ей: "Я промолчу, но Бог тебя накажет". Не поверила Наталья-. "Не увидит Бог - в сенях-то". А на другой день поскользнулась на мокрой дороге, и вылились все бидоны до одного. Идет домой, плачет: деньги потратила, а молока нет - мать ругать будет. Но мама не ругала, а только напомнила: "Вот, дочка, Бог-то тебя и наказал". Тогда Наталья и поняла, что Бог везде нас видит. И исполнилась крепкой веры. Вышла замуж, это были 30-е годы Муж ее, партийный человек, не хотел, чтобы она ходила в церковь (она ездила куда-то в Москву в церковь). Но она ответила по-простому, да мудро-. "Федя, я все выполняю по дому и для тебя, мужа моего. Но как солнце с запада не взойдет, так и я Бога на тебя не променяю". Наталья Васильевна была совсем неграмотная, но самостоятельно научилась читать и писать. Псалтирь читала по всем усопшим, Евангелие, причем церковным шрифтом, всегда пост держала, дожила до 90 лет.
"...
где двое или трое собраны во Имя Мое,
там Я посреди них" (Мф. 18, 20)
Вот что рассказывала нам незабвенной памяти матушка Ирина, пришедшая сюда вместе с батюшкой отцом Игорем и их малыми детьми к старинному, недействующему храму. Оба они были еще молодыми, полными сил, когда предстали перед печальным храмом. Но глубокая вера, упование на помощь Господа Иисуса Христа оставили их здесь и помогли стать на путь свой дальнейший. В тяжелых условиях безропотно поднимавшая своих детей, матушка явилась отцу настоятелю первой помощницей и ревнительницей в устроении и храма, и воскресной школы.
Мы увидели храм в полном разрушении. Стены были выщерблены, а местами вовсе не существовали. Кругом трещины. Особенно угрожающей была трещина через всю северную апсиду. Встала серьезная инженерная задача: устоит ли сооружение. Слава Богу, проблема была решена, но каким гигантским трудом! Одновременно ввели и новую конструкцию - балконное перекрытие для хоров и ведущую туда винтовую лестницу.
Не было ни куполов, ни кровли. Отец настоятель соседнею храма Параскевы Пятницы в Качалове (Северное Бутово) - Анатолий Кожа, -зная наши трудности, прислал нам в помощь из своих прихожан ребят-верхолазов. Они помогли с налаживанием кровли, а это одна из самых трудоемких работ.
Наконец, комиссия Общества охраны памятников дала свое техническое заключение: "храм может служить", и вскоре Московская Патриархия благословила ведение богослужений. С лета 1994 года начались службы. Алтарь, солею (временные) устанавливали сами. Приходили люди, помогали по крупицам собирать стройматериалы. Подъездов, подходов к храму не было никаких. Батюшка по полтора часа пешком шел по полю от станции Бутово к храму. У храма в железной будке переодевался в фелонь и служил под открытым небом. Затем так. же шел обратно.
В первый год восстановления батюшка воззвал к местным жителям вернуть, что еще возможно, в храм. Ведь когда храм разоряли, местные жители разбирали церковную утварь, иконы, уносили по домам - кто на сохранение, а кто и с другими целями. Это оказалось нелегко выполнить, но иконы возвращались.
29 июля 1995 года храм был освящен, и на следующий же день было проведено первое венчание, а за ним последовали и крещения. Народ потихоньку собирался. В округе поняли: в храм пришел священник. Приход ожил...
Александра Гавриловна (продолжение). В 90-х годах, когда стали восстанавливать храмы, наши черневские старушки заволновались и за свою церковь. Старенькая раба Божия Наталья уж так молила Бога, чтобы и для нашею храма черед пришел, чтобы, наконец, нашелся к нему священник. Ведь больше 50 лет без хозяина стоит.
Приходит двое священников, посмотрели и ушли. Н вот прийти отец Игорь Федоров с матушкой Ириной. И взяли они на свои плечи эту тяжелую ношу. Прихожан - всего несколько человек, самые ревностные молитвенники почти все поумирает. Дохода никакого. Южное Бутово только начинали строить. Первыми пришли помогать из села Сережа Чёлкин, Лев Федорович, Юрий Александрович, затем первые из городских новоселов -Владимир Васильевич Дорофеев с семьей, Михаил Иванович Литвинов. Все больше и больше тянулись к батюшке люди со всякими вопросами.
50 лет не было крыши. Окна пленкой затянули, боковые двери фанерой забили. На апсидах мох и березки. В храме сложили две печки, дымоход вывели в окна. На соседней ферме добывали дров, в основном сырых. Бывало, полный храм дыма. Батюшка весь в слезах, и хор в холоде и слезах. Прихожан двое-трое, а то и никою. Но служба велась. "Не для людей молитва, а для Бога", говорил нам настоятель. Для службы на первое время использовался раскладной столик и маленькая икона Казанской Божией Матери. Летом молились на улице.
Первое время семья священника жила во временном домике при храме. Зимой холодно, дети постоянно болели.
Матушка Ирина выполняла все работы и по храму, и по хозяйству, даже кирпич вместе со всеми разгружала. И пела в хоре. Вскоре организовала церковные лавки и, главное, - школу воскресную. Все сделала, что смогла. И вот нет теперь у нас матушки. Ушла от нас ко Господу..
Вообще поначалу в храм было трудно войти еще и потому, что вокруг вплотную у стен были могилы. Еще до войны кто-то из наших деревенских перед смертью просил похоронить его прямо у церковной стены. А. после него и других так же хоронили.
Поэтому надо было прежде всего освободить место вокруг храма, то есть перенести от стен на второе захоронение сто могил. Оповещали людей. Работали ночами. Надо было откопать старую, выкопать новую могилу, отслужить панихиду, перенести останки, закопать прежнюю яму и уровнять, поставить оградки на новом месте, затем снова отслужить панихиду. Были могилы и недавнего захоронения, приходилось работать в противогазах. Это был невыносимый труд, проведенный за лето.
Затем освятили храм. Сделали первый иконостас. Начали ремонт стен. Покрыли крышу. Поставили деревянные кресты. Стены были полуразрушены, выстукивали каждый кирпич - слабые убирали, вместо них закладывали новые. И так все стены снаружи и изнутри. Трапезную разрушили до основания и выложили новую. Апсиды тоже переложили новые. Со временем поставили купола, покрыли медью, золотые кресты поставили, пол каменными плитами выложили, вокруг храма - тоже плитка.
Царские врата, иконостас, пополненный новыми иконами, алтарное ограждение засияли позолоченной резьбой. Батюшка пришел к нам в начале 90-х годов молодым (едва за тридцать лет), плечистым богатырем. А сейчас, сильно похудевший, со спины похож на старица. Эти слова я просто не могу не высказать. Конечно же, он не один, теперь у него много помощников. Но ведь корабль без кормчего не поплывет.
Непременно хочу сказать и о Наталье Ефимовне Костяковой, неустанной помощнице настоятеля. У нее определенная должность, но на деле она выполняет самую разнообразную работу, сутра частенько до позднего вечера в храме или ездит по делам храма, отвечает за все материальные ценности и утварь. С прихожанами очень внимательна, все разъяснит. А ведь у нее семья-муж. дети...
Лев Федорович (продолжение). Только в начале 90-х. когда тяжело заболела моя мать, знавшая и любившая церковь, я вошел - и сознательно и душой - в наш опустелый и засоренный храм. Включился потихоньку в разборку. Кругом мусор, битые кирпичи, стекла, свалка всяких отбросов, кострища, бутылки. Выносил за ограду одно за другим. Не разбирался ни в чем, не знал, где алтарь. Но чувствовал, что меня заполняет вера, крепнет. Смерть матери еще больше утвердила меня в этом, а значит и в нужности начатых трудов.
Так, день за днем работали, разгребали. Чего только ни попадалось, даже венчальная корона. Как-то пришел один священник, осмотрел храм и - отказался, настолько все выглядело нежизнеспособным. Не задерживались и другие...
Теперь, когда позади колоссальные работы, остается много задач и проблем. Все еще существуем без необходимых коммуникаций, а между тем вплотную окружены новыми, благоустроенными микрорайонами.
Хочу сказать, хотя берегу это как сокровенное, еще об одном. Однажды, закончив работу, подошел к храму проверить, не остался ли там кто. Дверь была закрыта. Я приложил к ней ухо и вдруг отчетливо услышал тихое и невероятно нежное пение. Отворил храм, осмотрел все кругом - ничего и никого. Такое же пение услышал и в другой, и в третий раз. То, что я испытала, несравнимо ни с чем. Такого звучания никогда, нигде больше не слышал, ни в каком исполнении: тихий, как бы вдалеке, необыкновенной красоты голос, вроде бы мужской. "Ангелы поют", - сказала мне потом матушка.
А вот еще одно свидетельство - Сергея Чёлкина, бессменного рабочего на приходе, сторожа, помощника:
Почти всю свою жизнь, 33 года, я жил в селе Чернево, пока не переселили в связи с его сносом. Старшие ребята рассказывали, что, когда им было лет по пятнадцать, они собирались на лавочках у прилегающих к разрушенной церкви домов. И действительно, не раз оттуда, из церкви, до них долетали звуки пения. Заглядывали внутрь - никого.
Деревенское кладбище было в начале деревни. А возле храма хоронили богатых, и это подтверждают склепы и надгробия с древними надписями, которые мы обнаружили при расчистке у южной стены храма.
В
Как рассказывал мой дедушка, здесь у нас проходила старая Калужская дорога (небольшой ее кусочек остался в лесу на территории Радиоцентра), по которой мимо нашего храма гили паломники в Троице-Сергиеву лавру. Недалеко отсюда было "Наполеоновское кладбище", появившееся в связи с отступлением французов. Там, где последнее время был сельский магазин, стояли мельница, амбары. А возле старого пруда, у храма, находилась кузница. Прадед Льва Федоровича Гаврилова был агрономом, работал у барина (место, где стоял барский дом, можно определить по вековым липам). Заработал денег и купил здесь участок и дом. Развернул хорошее хозяйство. Выращивал помидоры всем на удивление: здесь никто и не слышал о них. Впоследствии кончилось тем, что его раскулачили.
От храма шел тракт на Городяевку, куда батюшка любил ездить пить чай. Там позднее был размещен Бутовский полигон, печально известный кровавыми деяниями безбожной власти. Там в числе более двадцати тысяч человек были невинно расстреляны священнослужители нашего храма Рождества Христова и церкви Введения Богородицы во храм, до основания разрушенной (в селе Потапово) - протоиерей Николай и иерей Николай. Теперь там, на бывшем полигоне - храм Новомучеников Российских и мемориальный комплекс.
Эти места находятся на земле старинной усадьбы Дрожжино, известной с XVI в. (сведения из материалов КЭО). Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (настоятель - священник Кирилл Каледа) является для нас близким - и территориально и духовно. Многие наши люди много познали там трагедийного и одновременно светлого. Мы бываем там на ежегодных службах, посвященных новомученикам. Большой интерес вызывают музейные, памятные экспонаты, работа воскресной школы (директор Артамонов Вячеслав Борисович), имеется хорошая библио- и видеотека (ред.).
Во многих селах церкви совсем не уцелели. Нашу же церковь от полного разрушения спасли могилы предков, вплотную подступившие к ее стенам. В сороковом году отпевали брата моего отца, умершего во младенчестве. Это была последняя служба, после чего храм закрыли. Но никто его не трогал, пока люди не стали возвращаться после войны. Дворы нищие, нехватка всего. Полезли в церковь, выпиливали решетки, уносили иконы, утварь. В храме не было ни дверей, ни окон, ни пола -земля. Ставили печки-буржуйки.
А иконы у нас уникальные. Рассказывали, что еще в начале прошлого, двадцатою, века, когда свирепствовала чума, и село вымирало, одной бабушке приснился святители Димитрий Ростовский, который ей сказал: "Возьмите икону мою и обойдите вокруг деревни и вокруг храма - кончится беда". С ней, а также с иконой Казанской Божией Матери (это тоже наша престольная икона) жители обошли вокруг села. Им встретилась траурная процессия - несли очередного умершего от чумы. Так вот, он был последним. Черная туча следом принесла сильный ливень. С тучей все и ушло.
В девяностых годах, когда стала пробуждаться наша церковная жизнь, начали возвращаться и иконы. Первой из них была чудотворная икона святителя Димитрия Ростовского. Она хранилась у одной женщины, которая нашла ее лежащей на земле. И вот уже в наши дни, при мне, в день богослужения к батюшке подошла сестра той женщины и вручила ему эту храмовую икону. Батюшка поклонился, принял икону, унес ее в алтарь и долю не выходил. Это был день празднования памяти святителя Димитрия Ростовскою. Наша престольная икона Рождества Христова, иконы великомученика и целителя Пантелеймона, преподобною Серафима Саровского и другие - все имеют свою печальную и радостную историю.
Но хочу рассказать об особой находке. У нас в деревне жил сапожник Анатолий. Мы считали его немного блаженным. Папа мой как-то сказал мне: зайди к нему, у него, кажется, икона лежит на террасе. Зашел, вижу - доски, интерес потерял. Но сказал об этом батюшке. Он просил принести. Сапожник Толя отдал, и мы с другим нашим рабочим, рабом Божиим Сергием, понесли. Были сомнения - темная доска, но ровная, с овальным верхом. Сергей подбодрил: "По вере нашей она проявится". Пока несли до храма, показался лик. Волновались. В храме протерли теплой водичкой, маслицем. И вот... на глазах стал проявляться лик Спасителя. Внизу - контуры Богородицы, апостолов. Но не хватало параллельной части. Ее не найти. Молились усердно. Пришел домой к родителям, узнал, что Толя просил зайти забрать "остальное". Теперь икона в сборе и ждет реставрации.
А что довелось претерпеть иконе преподобного Серафима Саровского, прежде чем она обрела покой в нашем храме, лучше расскажет Наташа Палагина, приехавшая к нам из Рязани.
Да, много благодати в нашем храме... Слава Богу, этот, чисто духовный, фактор не зависит от финансового.
Я ощущал стыд за наших деревенских, посмеивавшихся над трудами горстки людей, пришедших в разоренный храм. И тогда решил: помогу им. В итоге пришел к вере, к Богу, через многие сомнения и искушения. Отец Игорь помог мне, разжег искру, заложил фундамент. На всю жизнь останутся в памяти картины разборок, расчисток, опиливания берез и рябин с верхушек стен храма, первых служб, особенно в сильный мороз - печки коптят, трудно дышать, батюшка в валенках служит водосвятный молебен; матушка с маленьким сыном рядом. Но молитвы согревали. Меня не покидало чувство того, что мы залечиваем раны и замаливаем грехи наших предков, лишенных и лишивших нас веры.
Наталия Палагина. С храмом Рождества Христова меня и моих родных связывает другая история. Она касается иконы преподобного Серафима Саровского. Рассказываю со слов моего отца. Эта храмовая икона находилась в церкви села Федотьево Спасскою района Рязанской области. Село было очень богатое, храм - большой, красивый. В 1937 году его начали разрушать Насколько он был величественным, можно судить по тому, что из одной колокольни построили целую школу.
Из разрушаемого храма верующие стали разбирать иконы, многие из которых были очень ценными. Случилось так, что одной бабушке приснился сон, в котором батюшка Серафим просил ее прийти в храм и взять его икону. Старушка пришла и обнаружила икону преподобного Серафима на полу, ликом вверх. Икона в человеческий рост, посредине - вертикальная трещина. Бабушка взяла икону домой, но там она не задержалась, немногие в то время отваживались держать у себя иконы, тем более большие. Тогда ее передали моей прабабушке, и с тех пор она стояла у нее в доме, перейдя затем к моим бабушке и дедушке. Они были состоятельными крестьянами. Их раскулачили, сослали в Казахстан, но икону они успели надежно спрятать, и она была сохранена.
Бабушка умерла, деревня всё пустела, началось мародерство. К счастью, мы были знакомы с матушкой Ириной. Они с отцом Игорем как раз усиленно занимались устроительством храма и собиранием икон. Без колебаний мы передали икону преподобного в Москву, в храм Рождества Христова. Моя сестра, Татьяна, приехала сюда, в Москву, жить. Они с Сережей Челкиным поженились, теперь у них двое детей. А нам всем радостно узнавать, какое волнение вызывает икона преподобного Серафима Саровского у прихожан. Кажется, ей здесь хорошо.
Однажды в храме довелось познакомиться еще с одной давней жительницей села Чернево - Еленой Борисовной. Она поведала взволновавшую нас историю, касающуюся нашей престольной иконы Рождества Христова. Надо сказать, что ранее она помещалась, как и положено, в иконостасе справа от иконы Господа Вседержителя. Но в последнее время, стараниями отца настоятеля, его помощницы Наталии Ефимовны, матушки Марии Филатовой (глубоко уважаемой давней прихожанки с дочерьми, воспитанницами нашей воскресной школы), а также с помощью пожертвований, иконостас стал пополняться новописаными иконами, в том числе и поступившей из иконописной мастерской иконой Рождества Христова. Но и прежняя остается неотлучно с нами.
Елена Борисовна рассказала о своей бабушке, Пелагее Кустовой, жившей в селе Чернево напротив храма, у пруда. Именно от нее и пришла к нам эта старая икона.
Эта икона, - вспоминала Елена Борисовна, - связывает меня с моим детством. Она попала в наш дом в 40-х годах, когда стали разрушать храмы. Девочкой я любила смотреть на нее, она казалась мне какой-то особенной. Но настоящий приход мой в храм Божий случился гораздо позднее. А тогда - в школе, в обществе - я, как и многие из молодежи, была охвачена советскими правилами и духом.
Когда начали восстанавливать нашу церковь, стали к ней возвращаться хранившиеся в домах иконы. Вернули в храм и мы нашу икону. Батюшка дал взамен другую - Богородицы Правда, сейчас она находится в Подольске, у мой тетушки. Знаю, что сестра моей бабушки, Прасковья Власова, жила в деревне Поляны и тоже хранила икону Богородицы, большую, вроет, с Младенцем.
Сейчас я живу с семьей в селе Воскресенском, являюсь прихожанкой Свято-Троицкого храма, но приезжаю и к старым моим местам - в храм Рождества Христова и на Черневское кладбище, где похоронены и бабушка моя, и бабушка Прасковья, и другие наши родственники. Охватывают большое волнение и радость, когда вижу родной восстановленный старый храм, территорию возле него - святую, заботливо ухоженную. И конечно же, ту икону - Рождества Христова. Как знать, может быть, от нее-то и началась моя тропа к Богу...
И вот еще одна история, продолжение предыдущей. Как-то пришла на панихиду по своей матери, похороненной возле храма, бывшая жительница деревни Поляны Антонина. Мы обратились к ней, узнав от Елены Борисовны, что в бывшем доме Антонины тоже хранилась одна из наших храмовых икон. Она рассказала, как ее мать, Прасковья Власова, держала дома икону Божией Матери "в полный рост", с Младенцем. А батюшка как раз ходил по домам, спрашивал об иконах.
Наконец, настал момент, когда они с семьей торжественно пришли к домику причта, бережно держа на рушнике икону (ее наименование им было неизвестно). Батюшка вышел навстречу и с благодарностью и поклоном принял ее. Это была Валаамская икона Божией Матери с Младенцем. И она тоже прочно заняла свое место в нашем сегодняшнем храме, принимая прошения и любовь с верою к ней притекающих.
Многие слышали от батюшки, как однажды он, подойдя ранним утром к храму, совершенно неожиданно увидел встречающую его у входа большую икону св. великомученицы Екатерины. Позднее наша стародавняя прихожанка и певунья Зинаида Прокофьевна, живущая в поселке
Бутово, рассказала, что знала семью, где хранилась эта икона. Старики уже умерли, но внучка, видно, выполнила их наказ, да и просьбу священника... Много потрудились на начальных этапах расчистки и восстановления храма также те москвичи, первые переселенцы в застраивающееся Южное Бутово, которые стали и первыми прихожанами храма. Это - супруги Виктор и Раиса Малышевы, Владимир Васильевич и Ольга Дорофеевы, Михаил Иванович Литвинов.
Владимир Васильевич. Мы с женой молились Господу, чтобы наше переселение привело нас поближе к храму Божию. Хотели и молиться, и потрудиться там, И Господь помог...
Ко всему уже сказанному добавлю, что, действительно, отапливались сначала двумя печками-буржуйками, поставленными прямо в храме. Уже позднее провели водяное отопление. Котельную поставили в колокольне, затем она была вынесена наружу.
Сначала совершались только молебны и отпевания. Регулярные службы, литургии
начались после освящения храма малым Иерейскими собором - в 1995 году. Очень
медленно восстанавливалась колокольня. Купили на ЗИЛе малую звонницу.
Заказывали литье, проточку, то есть настройку на определенную ноту. Большой
колокол весит примерно
Пол в алтаре был выстлан досками, а пол в храме до
Волнующим событием явилось воздвижение крестов. Это уже было позднее. Количество прихожан заметно увеличилось. Все проходило под пение церковною хора и всех собравшихся. В 1998/99 годах деревянный пол был заменен плитами, купола, главки, апсиды покрыли медью, и весь храм был полностью восстановлен и частично реконструирован.
Наша дочка заканчивает воскресную школу. Теперь подрастает и сынишка, родившийся уже здесь, в Южном Бутово.
Михаил Иванович Литвинов. В конце
Когда по весенним, но еще заснеженным полям я подошел к храму Рождества Христова, то с болью увидел знакомую картину нашей прошлой советской жизни: картину разрушения от рук наших же соотечественников. Оконные проемы затянуты пленкой, хлопавшей при порывах ветра. В алтаре - след от пожара или кострища. Выкапывали яму для осмотра фундамента.
Весна несла тепло, светлые вечера. Галки на храме, прямо над нами, поправляли старые гнезда, натаскивали ветки, частенько падающие вниз. По субботам и воскресеньям стало собираться человек по двадцать. Работу заканчивали за полночь. Господь утешал нас соловьиными концертами. Стали являться иконы. Об этом уже говорили, но добавлю, что первой появилась икона "Покров Пресвятой Богородицы". Затем были пожертвованы три иконы греческого письма: "Спаситель на Троне" и две Богородичные - "Достойно есть" и "Богоматерь с младенцем"...
"...Пустите
детей приходить ко Мне
и не препятствуйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие"
(Мк.: 10, 14)
Удлинился и расширился поток людской к храму Божию, а значит, и к свету Христову. И к Слову Его. С первых же дней служения отца Игоря, его настоятельского попечения огласилось Слово Божие и в открывшейся при храме воскресной школе.
Светлой памяти матушка Ирина занялась этим энергично и самоотверженно. Это были 1994-1995 годы, трудные, но светлые, зовущие. Теперь они остались уже в прошлом веке...
Многие из самых первых выпускников школы получают образование в высших учебных заведениях, в том числе и богословских; создаются молодые православные семьи, и детки их уже тянутся к Святому причащению, а некоторые даже готовятся войти в подготовительный класс воскресной школы.
Как складывалась школа, как она развивалась - об этом слово ее директору Галине Алексеевне Горай и одному из первых учителей Игорю Александровичу Тюрину. Неутомимо, со знанием дела, с наставническим и материнским пристрастием руководит Галина Алексеевна этим, теперь уже разросшимся оазисом чистых детских душ.
Галина Алексеевна. Начало было очень трудным. Шли годы нового вхождения в православие. И мне, педагогу с большим стажем, тоже предстояло открыть свою новую страницу.
Все началось с матушки Ирины Узнав, что у меня был немалый опыт школьного руководства (в светской школе), она предложила мне попробовать директорствовать в воскресной школе. Я волновалась и не очень-то надеялась на успех, так как не имела для этого подготовки. Но отец Игорь беседовал со мной, вразумлял: "В этой школе не просто образование. Здесь должно быть духовное и душевное - прежде всего". И благословил: надо работать...
Вскоре прошла курс законоучителей. Район расширялся, приходили дети, педагоги. Принцип работы нашей школы был построен по богословско-педагогической методике, то есть насильно в школе не держать, никакой схоластики. Свободное посещение. Не хочешь, устал, иди домой или на другой урок. Свободное посещение кружков. Многие ребятишки вообще начинали с них. Но проходило время, и кто-нибудь подойдет и спросит: "А можно я на все уроки буду ходить?".
Так было вначале. Сейчас, через десять лет, не только выросло количество учащихся - 300 человек, - но и расширилась образовательная программа. Кроме Закона Божия, литургики, церковно-славянскою языка, добавлены история Русской Православной Церкви; история святости (ребята слушают рассказы из житий святых и пояснения к ним), иконоведение, уроки которого предложены не только старшеклассникам, но и взрослым. Под общим девизом торжества Православия разъясняются символика и условность иконы, техника ее написания, история изображенных событий, житийные фрагменты.
Введена новая дисциплина - церковный и светский этикет. К этому нас подвела необходимость в христианском стиле общения ребят и между собой, и в семье, и в окружающей их среде - в общеобразовательной школе, на улице, во дворе. А это становится с каждым днем все более актуальным. Ведь главное, чтобы дети ощущали вездеприсутствие Бога, страх Божий, Любовь Христову.
Вообще, наряду с духовно-умственным христианским образованием, мы стараемся направить наше внимание и на состояние души детей, на развитие их индивидуальных способностей. Поэтому проводятся также занятия разнообразных кружков и студий, таких, как хор (младшая и юношеская группы), фольклорное пение, хореография, танец, студии театральная, развития культуры речи. Стали практиковаться театральные постановки ко всем церковным праздникам, ставятся просто сказки. Существует и кукольный театр, где с радостью и усердием участвуют и младшие дети.
Есть кружки декоративно-прикладного искусства: роспись по дереву, работа с керамикой, с природным материалом, дымковская игрушка, кружок "умелые руки", очень активно посещаются кружки ИЗО. Изделия ребят выставляются на наших праздниках, на фестивалях воскресных школ. Привлекает ребят и кружок "Православные следопыты". Ребятам прививается христианское восприятие исторических и современных ценностей, и это помогает глубже понять, прочувствовать значимость святынь Москвы, Подмосковья, России.
Несомненную пользу приносят также занятия в спортивных секциях. Мы поощряем стремление к здоровому образу жизни, умственному (шахматная секция) и физическому развитию, причем на началах дружеской взаимной поддержки. Особенно привлекают ребят секции футбола и рукопашного боя.
В нашем церковном округе, по благословению отца благочинною протоиерея Анатолия Кожи, председателя Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г. Москвы, проводятся различные церковно-общественные и спортивные мероприятия. Это, прежде всею, ежегодные пасхальные фестивали, в которых принимают участие все воскресные школы Андреевскою благочиния. Регулярными стали и спортивные соревнования между школами, несущие здоровый дух взаимоотношений, замечательное настроение (наша футбольная команда имеет уже несколько кубков). Такое сочетание - фестивали, спортивные состязания, -организуется и регулируется, по благословению отца благочинного, его помощником, священником храма Параскевы Пятницы в Качалове (Северное Бутово) - отцом Андреем Алексеевым. Он активно поддерживает связь между воскресными школами, и мы очень признательны ему за внимание к нам.
Что же касается ежегодных фестивалей воскресных школ, то это вообще чрезвычайно значимо. Как правило, они проводятся в концертном или театральном зале, с приглашением гостей, и этот день пропитан единым духом всенародной радости - Светлой Пасхальной седмицы и Дня Победы. Наши дети активно участвуют в этих фестивалях - и хоровым пением (кстати, высоко отмеченным), и театральными постановками, и выставками разнообразных рукодельных работ, и фотостендами.
Кроме всего этого, введены занятия, где ребята знакомятся с элементами военною дела. Здесь подключается патриотическое воспитание. Всё как бы продолжается и укрепляется затем в летних лагерях. Ребята, например, ездят в лагерь Рязанского высшего военного училища, в воинскую часть, прилегающую к Пафнутъево-Боровскому монастырю. А там, в монастыре, ребята приобщаются началам духовной жизни: окормляются священнослужителями, впитывают индивидуальные беседы со старцем, несут различные послушания. Ведь все это прививает смирение, терпение, почитание, благоговение. Но дети есть дети, и в период летних каникул мы стараемся, чтобы они почувствовали и отдых.
Особенно любимы и детьми и взрослыми паломнические поездки и экскурсии ко святым местам, в том числе боевой славы - в Москве, Подмосковье и в дальних пределах (Дивеевский, Санаксарский, многие другие монастыри, Куликово поле, Бородино...). К этим встречам мы готовимся еще в пути, в автобусе. Соборно помолившись, слушаем рассказы об исторических и духовных святынях, о святых подвижниках. Такие поездки очень хорошо способствуют также умению общаться между собой, сближению в одну большую семью, где, как и везде, возможны иной раз и ссоры, и слезы, но они быстро переходят во взаимное понимание и любовь (бывают, конечно, и трудные случаи, тогда приходится с кем-то отдельно побеседовать).
Красота русской природы, главки православных храмов, проплывающие за окнами автобуса, - все это не проходит мимо нашего внимания во время пути. Настоятель храма отец Игорь хорошо знает жизнь школы, ее повседневность, потребности, дает нужные советы, помогает в устроении паломнических поездок.
Хочется также отметить усердное участие родителей в жизни школы. Помощь пап и мам - делом и словом - существенно способствует осуществлению на деле многих наших задумок. И это не только помогает нам, но и укрепляет всю систему учебно-воспитательного процесса. Многие кружки ведутся родителями, знатоками своего дела. Отдельные занятия, к примеру, с православными следопытами, проводятся выпускниками нашей школы, прошедшими теорию и практику в молодежной организации Братство православных следопытов.
Что же это за уроки? Ребятам рассказывается и показывается все, что необходимо в экстремальных ситуациях: цель - выживание, а значит надо владеть правилами и навыками туризма, то есть ставить палатки, разводить костры, вязать узлы, оказывать первую помощь. Да, всё это тоже через призму православия, потому что наш общий путь в конечном итоге - миссионерство.
Ребята должны быть готовыми оказать помощь нуждающемуся, развернуть деятельность, скажем, в деле поисков, восстановления заброшенной церкви, разрушенного монастыря. Возможны встречи с ребятами невоцерковленными, далекими от нашего образа мышления и жизни. Здесь очень важен пример. Но в конечном итоге прежде всего происходят желательные сдвиги в воспитании самих наших "следопытов".
С первых же лет работы школы излюбленными мероприятиями являются так называемые тематические встречи - с приглашением гостей, с чаепитием, причем, иногда только для родителей. Встречи, как правило, посвящаются юбилейным датам (Дню Победы, дню рождения великого русского поэта или писателя). Иной раз собираемся поговорить о злободневном, почитать стихи, вспомнить и спеть вместе любимые песни.
Есть интересное нововведение - мастер-классы, которые ведут приезжающие из музеев народного творчества Троице-Сергиевой Лавры умельцы-наставники. Они знакомят ребят со стариной - бытом и праздниками русского народа. Дети учатся без иголки и ножниц мастерить кукол, изображают целые семьи; расписывают русских матрешек. Среди многочисленных экспонатов в школе можно увидеть, например, стенды "Во что играли наши бабушки и прабабушки" и тому подобные.
Совершенно особенный праздник - Троица. Кажется, не было ни одного дождливого июньского дня, который мог бы испортить нам это празднование. Всё вместе заслуживает отдельного рассказа. А в нескольких словах можно сказать лишь, что на зеленой поляне Бутовско-Битцевского лесопарка собирается большая, дружная семья за скатерть-самобранку с самоварами, устраиваются игры, танцы, звучат песни и шутки - всё под звуки музыкальных инструментов да под пение птиц.
И вот что еще важно. Школа наша, уже отметившая свое десятилетие, навсегда останется пропитанной духом ее основательницы. В заключение мне еще раз хотелось бы сказать, что если бы не дорогая моему сердцу матушка Ирина, не ее постоянная помощь, попечение, -вряд ли бы я состоялась как педагог православной школы. И конечно же закономерно называть это учебное духовно-воспитательное заведение Воскресной школой храма Рождества Христова имени матушки Ирины. Ибо память о ней неизбывна в наших сердцах.
Действительно, о воскресной школе можно рассказывать бесконечно. Каждый год, каждый месяц несут что-то новое.
За оградой храма, среди кустов сирени, высится стела, установленная в память погибших в Великой Отечественной войне сельчан Чернева.
Всегда в День Победы батюшка, в сопровождении детей воскресной школы направляется к памятнику совершить молебен. Ребята возлагают цветы, читают стихи. Все это наполняет душу светлыми чувствами и надеждами: жива память, и Господь с нами...
Свою яркую и очень для всех значимую нишу занимает законоучитель Игорь Александрович Тюрин, пришедший в школу в первые годы ее существования. С ним начали постигать азы христианского вероучения не только дети. Их родители, бабушки, дедушки тоже сидят в его классе и восполняют упущенное. А это открывает новые мироощущения и миропонимание. Идет интересный процесс семейного обучения и воспитания, и в конечном итоге - благотворного влияния на общество в целом. На занятиях разъясняются главы Священного писания, даются ответы на многочисленные вопросы. А они нескончаемы. И это тоже знак времени.
Игорь Александрович. Однажды промыслительный случай привел меня в царицынский храм Живоначальной Троицы. Там-то в мае 1993 года я и познакомился с диаконом Игорем Федоровым. Мне понравился этот человек сразу. И позднее у меня была возможность убедиться, что не ошибся в своем первом впечатлении. Открытость души, обаяние, настоящая простота, идущая от чистого сердца, всегда подкупают.
Мне бы хотелось привести несколько незабываемых и очень значащих для меня, да и для всех нас, теперь уже давних примеров. Они, так или иначе, вошли в одну цепочку, связавшую меня с сегодняшним днем.
3 октября 1993 года в Москве случились печально известные всем события. Царило общее ожидание чуть ли не гражданской войны. В этот день впервые из Третьяковской галереи была вынесена Владимирская чудотворная икона Божией Матери и установлена в Богоявленском соборе, где на Патриаршей службе был впервые совершен молебен перед этой святыней. Молились тысячи людей.
В тот же день Патриархом было совершено три хиротонии. Одним из вновь рукоположенных священников был отец Игорь Федоров, также приложившийся к Владимирской иконе Божией Матери. Некоторое время он прослужил в Казанском соборе на Красной площади, а затем вернулся в Царицыно.
Позднее, 8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, несмотря на все еще очень тревожную обстановку, я с близкими мне людьми отправился в Троице-Сергиеву Лавру. Это была удивительная поездка, и день тот, я уверен, был обозначен неким явлением чуда. Погода стояла пасмурная, неуютная, моросил непрестанный дождь. В Лавре, перед Троицким собором состоялся молебен, после которого было объявлено, что на балкон митрополичьих покоев выйдет Святейший Патриарх Алексий чтобы сказать краткое слово.
Весь собравшийся народ - архиереи, пастыри, миряне - притекли к этому балкону, ждали первосвятительского слова, все еще находясь в тревоге из-за событий в Москве. Его Святейшество вышел в зеленом облачении, как и полагается в этот праздник, подошел к перилам. А на небе, повторюсь, не было ни малейшего просвета, и все время моросил дождь. И вдруг, прямо над митрополичьими покоями в небе образовался разрыв, причем, именно там, где в этот час стояло солнце. И первый его луч осветил Патриарха. Все замерли...
Патриарх тогда сказал краткое слово о том, что нам надо надеяться на заступление преподобного Сергия, на молитвы святого и Божией Матери. Тревожная ситуация должна пройти, и гнев Божий будет преложен на милость...
В начале 1994 года, зимой, я узнал, что отца Игоря назначили настоятелем храма Рождества Христова в Черневе. Я появился там впервые через полгода, на молебне. Первым впечатлением было грустное сознание того, что храм этот поднять невозможно. Но с каждым следующим днем все на глазах преображалось.
В 1997 году отец Игорь предложил мне заниматься с детьми в воскресной школе. Конечно, я не мог сразу решиться. Но, получив благословение от протоиерея Георгия Бреева, отца настоятеля храма Живоначальной Троицы в Царицыно, обратился за опытом в их воскресную школу, уже к тому времени окрепшую. И вскоре познакомился с Галиной Алексеевной, с которой стали близкими друзьями и соратниками. Она для меня - старший коллега и пример учителя во всех смыслах.
Хочу обязательно отметить еще одно важное обстоятельство, которое также воспринимаю как знамение нам и благословение. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе, в числе сонма новомучеников и исповедников Российских от Рязанской епархии был прославлен дед Галины Алексеевны, священномученик Гавриил Михайловский. Сохранились документы последнего допроса. Вскоре после этого был написан образ святого Гавриила. На одной из выставок рязанской иконописной мастерской, размещавшейся в Литературном музее (в стене Высоко-Петровского монастыря), можно было увидеть икону с ликом этого святого. И я испытываю неколебимое чувство: то, что Галина Алексеевна пришла в Церковь, оказалась в воскресной школе, - все это молитвами ее деда...
Одна пожилая женщина рассказывала, как, приехав в 1997 году жить в Южное Бутово, однажды увидела через решетку кладбища обветшалую, молчаливую церковку без куполов и решила, что она не действующая. Но захотелось обязательно узнать подробнее: что и как здесь было раньше, сколько времени стоят храм, виднеющееся за ним село...
Но вдруг услышала звоны. И... поспешила туда. Много раз в своей жизни переступала она порог православных храмов, но то были лишь посещения. Теперь вошла иначе: со страхом, трепетом, ожиданием, а главное - с глубоким покаянием за все прошедшие безбожные дни - взошло зернышко, бабушкой более полувека назад заложенное.
Теперь она живет совершенно новой жизнью, повторяя в молитвах: "... Сподоби меня. Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому".
Итак, вот уже более десяти лет позади. Теперь здесь, на юго-западе Москвы раскинулся новый город. Красивый, светлый, просторный. И уж так случилось - по плану ли, по Промыслу ли Божию, - в самом центре его оказался кусочек земли с православным храмом, на коем издревле покоится Божие благоволение и благодать Святого Духа. В прощальных шагах двадцатого столетия с обновленной колокольни храма Рождества Христова, влившись в перекличку московских "сорока сороков", вновь раздались звоны.
В этом, ставшем сегодня очень тесным, особенно по праздникам, но удивительно теплом, притягательном Божием храме теперь служат и другие священники, к которым тянутся на исповедь и за советом многие прихожане. Но прежде хочется теплым, молитвенным словом вспомнить начинавшего служить у нас после семинарии чтецом, преподававшего в воскресной школе и перешедшего в другой храм уже в сане священника - отца Игоря Краева, а также рукоположенного при нас из диакона во священнический сан отца Алексия Козливскова, закрепившего в воскресной школе программу изучения истории святости.
Служащий в нашем храме иерей Сергий Тришкин является настоятелем будущего храма в селе Потапово и одновременно - руководителем воскресной школы, разместившейся - тоже пока временно - в другом микрорайоне Южного Бутова. История села Потапово и разрушенного там в тяжелую годину прежнего, старинного храма тесно переплетена с историей села Чернева и церкви Рождества Христова, о чем, даст Бог, вскоре кем-то будет поведано.
В Потапове проектируется целый приходской комплекс: храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, небольшой храм в честь прп. Онуфрия Великого, подвижника IV века, и там же предполагается построить приходскую воскресную школу.
На месте будущего храма стоит высокий деревянный крест. С этого места вокруг открывается красивая панорама юго-западной окраинной земли Москвы. Отец Сергий служит здесь молебны. Все вместе создает особое благодатное чувство.
Не так давно мы стали подходить под благословение нового священника, до этого служившего у нас диаконом, - отца Максима. Этот молодой священнослужитель, кроме необходимых обязанностей, еженедельно проводит молебны в воскресной школе для ребят и преподавателей перед началом занятий, а затем сам идет в класс читать старшеклассникам и взрослым слушателям историю Русской Православной Церкви. Но свято место пусто не бывает - вскоре мы уже слышали возгласы нового диакона, отца Евгения.
А хор наш храмовый - теперь уже не один, а есть правый и левый, с сильным составом, профессиональным регентским руководством, звучным многоголосием, безупречный в слаженности гармонии. Создался замечательный юношеский хор (руководитель Наталья Тюрина). Духовная радость охватывает, когда слышишь его молитвенные и праздничные песнопения, и глубоко трогают, теперь редко звучащие, старинные русские песни. Кого-то из участников этого хора уже можно слышать на клиросе. Крепко сложился и хор прихожан (руководитель Ангелина Глухова). Когда приходишь на раннюю воскресную литургию, тебя встречает не только проникающий во все уголки храма голос всеми уважаемого чтеца Ивана Васильевича. Ты сразу попадаешь в невидимое течение объемного звучания этого хора, заполняющего храм как бы и снизу (хор обычно размещается справа у алтаря).
И еще что-то новое происходит, прибавляется на приходе: и новые голоса чтецов, и заложенный деревянный крест на месте - по Божией милости - будущего пятиглавого храма Введения Богородицы, и, на радость всем, рождение своего собственного здания воскресной школы, и - стараниями умелых, заботливых рук и любящими душами - разрастающийся сад...
Но во всей этой жизни продолжает нешумно, спокойно, чутко и одновременно строго и невозмутимо биться пульс, задаваемый отцом Игорем.
А мы непрестанно и трепетно ходим по тропочке к заботливо ухоженной могилке матушки Ирины, покинувшей нас в цветущем возрасте. Молитвенно говорим с ней, благодарим и просим прощения и помощи, делимся бедами и радостями. В момент раздумий и написания этих строк, в стужу январскую, накануне четвертой годовщины нашей общей тяжелой утраты, редакции было предложено еще одно воспоминание о первых годах возрождения, о матушке. Оно очень личное, но, думается, во многих душах найдет созвучный отклик.
Что такое время, если в нем нет ни начала, ни конца? Как считать его, или как мерить? Можно часами, годами, событиями, но лучше - памятью. Наши воспоминания, а иногда и поступки мы мерим её памятью. Медленно, оступаясь, мы шли по дороге, которая вела к храму. Долго ждала она нас. Когда мы пришли, храм явился нам, но её уже не стало. Она - матушка Ирина.
Поначалу, признаться, мы ревновали батюшку, немножко обижались, что матушка ближе к нему и, как думали, руководит им... Но стоило разговориться с ней, имеющий глаза - успел разглядеть, имеющий уши - успел услышать. До ее успения...
Были тогда долгие зимние субботние вечера, когда батюшка, после вечерни, исповедовал у Распятия. Горело два-три огонька. Наши тени громоздились, толкались на сводах. В храме топили чугунку, не было каменного пола. Мы тихо, думая о своем, сидели на лавочках в притворе.
Уже не хотелось, как бывало в начале, поскорее "отчитаться" отцу Игорю за "победную" ударную брань. Хотелось просто ждать и слушать. Душа была в смиренном покое. И бывало особенно хорошо на душе, когда можно было присесть рядом с матушкой. Иногда она рассказывала о храме, о батюшке, но никогда - о себе.
Как-то однажды, под Новый год, матушка, недавно вернувшаяся из больницы, стояла, как обычно, слева от алтаря. "Матушка, как хорошо, что вы вернулись, и теперь все будет как раньше...", Она посмотрела на меня и грустно улыбнулась - она знала, что как раньше - не будет. Усталая, она тихо удивлялась: "Как люди не верят в Бога?" Наверное, она уже тогда прикоснулась того, чего мы не видим.
Вспоминая прошедшее, люди часто жалеют старые времена. На самом же деле - себя, свою молодость. Когда вспоминаешь о матушке, жалеешь ее. Себя-то она никогда не жалела. У нее было много любви к нам, и она раздавала ее каждому, кто хотел. Мы брали ее любовь, и грелись огоньком ее свечки. Мы долго жили не зная, как жить без нее. Страдали, всё валилось из рук. Теперь окрепли, утвердились в любви к Богу, в смирении. Молитвами батюшки. И её молитвами. Всё - в руках Божиих...
В заключение очень хочется в память матушки привести стихотворение Лидии Шевчук, нашей приходской лирической поэтессы и помощницы во многих делах:
От слова "матушка"
становится теплей,
И сердце наполняется любовью.
И в этом слове песня матерей,
Склонившихся над детским изголовьем.
А наша матушка - как солнышко была,
И светом радостным ее глаза лучились,
Улыбкой нежною встречала всех она,
А мы - доверчиво бедой своей делились.
Любила жизнь, без дела не была,
Несла все тяготы на хрупких женских плечах.
Сгорела ты, как свечечка, дотла...
Ушла от нас... Но память будет вечна!
Крепки морозами январские дни. Крепки они и святой радостью любимых праздников. Но крепки они и испытанием любви нашей и памяти.
Да, недавнее прошлое, тяжелое, грустное, но во многом и радостное, теплое, не забывается.
Сколько всего могли бы поведать о былой жизни молчаливые свидетели: и могучие усадебные липы, в ветвях которых "из поколения в поколение" гнездятся хлопочущие и говорливые галки; и могилки, которые, увы, всё множатся; и простертое над всем всевидящее Высокое Небо...
... "Слышалось пение. Но в храме никого не было" - помните, рассказывали старожилы? Да нет же, был там Дух Святой, храмовое пространство наполнял, омертвелые, застывшие стены теплил. И пели ангелы в ожидании первого дня новой жизни.
И Спаситель со ангелами благословил новых трудников на подвиги, и оживил, озвучил - - во имя РОЖДЕСТВА ЕГО - вновь возРОЖДающийся древний Храм...
Москва,
Южное Бутово,
в лето 2006. Великий пост